Статью подготовила воспитатель: Демирова Э.Т
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых Для того, чтобы, старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а так же уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.
Под психолого-педагогическими условиями развития ранних представлений ребенка о профессиях понимаются: социальная среда развития; психологический механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности (игровая, трудов. познав, общние, творчество) формирование профессиональной составляющей «образа-Я» старшего дошкольника
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета, еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человек, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.
Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация", внес доктор психологических наук Климов Евгений Александрович.
Он обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию — человека как субъекта труда, нас касается первые два:
- Стадия пред-игры (до 4 лет) — освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;
- Стадия игры (5-8 лет) — овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально- положительное отношение к труду ВЗРОСЛЫХ;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Результаты ранней профессиональной ориентации ребенок (ориентиры имеет представление о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.
С помощью систематичной работы по формированию представлений о людях разных профессий в дошкольных учреждениях, нас ожидает успешное развитие не только познавательной, игровой деятельности ребенка, но и воспитание нравственного отношения к миру, приобщение ребенка к человеческой культуре и формирования личности ребенка. Однако «…профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности.
Таким образом, «доступность» знаний о труде взрослых -- это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.
|