Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы

Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы

В последние десятилетия происходят существенные изменения в социально- экономической жизни страны: расширяются различные сферы гражданского общества; модернизируются условия труда; учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим меняется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкуренции на рынке труда, увеличивается безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном гибком и многопрофильном специалисте. С этими изменениями связаны особые требования к подготовке и развитию инициативной, самостоятельной, ответственной личности, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности и потребность в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.

 

Скачать конспект

Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка, любящий труд и способной к преобразованию окружающего мира. Это отражено в Законе «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания и других нормативно –правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнерадостностью.

Обращаясь к актуальности, следует отметить, что в настоящее время современные дети повреждены излишней опеке со стороны взрослых. Родители недооценивают важность воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность и дисциплинированность. Это приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, возникновению у ребенка лени, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма.

Анализируя трудовую деятельность детей в старшей группе детского сада, мы пришли к такому выводу, что у 68% совершают поспешные, некачественные трудовые действия. Более 76% имеют недостаточное представление о труде взрослых. Исходя из этих показателей, было выявлено, сто старшей группе на начало учебного года ни один ребенок не имеет высокого уровня трудовой деятельности (приложение 1).

Проводилось анкетирование среди родителей для того чтобы узнать отношение к трудовому воспитанию в семье. Анализируя ответы, можно сделать вывод, что самообслуживание стоит на первом месте среди видов труда, выполняемых в семье старшими дошкольниками, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Многие родители не представляют возможностей своих детей, не знают, как сформировать у них трудовые навыки и сделать выполнение трудовых обязанностей системы.

Для того чтобы воспитать самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности, нужно организовать благоприятную предметно-развивающую среду и создать условия, позволяющие вызвать у детей интерес к познанию и деятельности. В многих детских садах развивающая среда не достаточно способствовала успешному решению этой проблемы. Таким образом, выявились следующие задачи: создать те условия, для того чтобы дети проявляли интерес к труду в целом. Исходя из этого появилось мнение использовать нетрадиционные формы работы, т.к. стандартные методы детям уже не интересны. Пользование инновационными формами, позволяют ребенку стать активным, добросовестным, ответственным, удовлетворенным процессом труда, сформировывают у него положительные отношения к трудовой деятельности, устойчивую потребность трудиться и заинтересованность в достижении полезных достижений полезных результатов своего труда.

Цель: организовать трудовую деятельность дошкольников с помощью современных инновационных форм работы воспитывающих положительное отношение к труд, устойчивую потребность трудиться и заинтересованность в достижении полезных результатов труда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать систему работы с детьми, основанную на нетрадиционных формах организации трудовой деятельности.
  2. Вовлечь родителей воспитанников в активное взаимодействие по развитию у дошкольников трудовых умений, навыков, ценностного отношения к труду и представлений о труде взрослых.
  3. Создать благоприятную среду, направленную на формирование интереса к различным видам трудовой деятельности с учетом интересов дошкольников.
  4. Обобщить и внедрить опыт работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего возраста.

Работу с детьми можно подразделить на три основных блока:

  • Развитие трудовой деятельности;
  • Воспитание целостностного отношения к труду;
  • Формирование представления о труде взрослых.

По каждому блоку была выработана инновационная форма работа с детьми (табл. 1).

Трудовая деятельность себя следующие направления: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. У детей старшего возраста навыки самообслуживания практически сформированы, поэтому эта работа была в большой мере направлена на хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Была выбрана такая форма инновационных работ, как трудовые акции (приложение 2). Сильное воспитательное воздействие на дошкольников и служат хорошее пропагандой среди родителей. В группе были проведены акции по всемирному Дню земли и Дню воды, так как трудовое воспитание тесным образом связана с экологическим обучением. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту уже могут понятия ценность и умение экономно расходовать в различных целях.

К Международному дню детской книги прошла трудовая акция под названием «Поможем книге». Старшая группа детского сада посетила детей младших групп: подклеили книги, выполнили рисунки о бережном отношении к книге, прочитали стихи. Самые активные участники акции получили значки. Трудовая акция под названием «Я люблю свой детский сад» была проведена за неделю до празднования Дня Победы.

В летнее время в современной работе с родителями была организована трудовая акция «Детский сад — территория детей», направленная на то, чтобы приходящие в гости соблюдали порядок на территории детского сада. Родители оказали помощь в благоустройстве участка дети развесили рисунки и плакаты с просьбами не нарушать совместный труд. Трудовой десант по очистке от мусора двора детского сада выполнил работу и установил знак «Не мусори!». Эти мероприятия вызвали положительный отклик у детей и их родителей.

Для воспитания у ребят целостного отношения к труду была выбрана такая форма работы, как проектирование (табл. 2). Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, иллюстрирует личностно-ориентированный подход к образованию (приложение 3). Обязательные составляющие проекта:

  • Детская самостоятельность (при поддержке взрослого);
  • Применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Хорошие результаты показал долгосрочный проект «Цветущий детский сад». В нём приняли активное участие родители: папы помогли разбить клумбы, мамы принесли рассаду и семена цветов. Всё лето дети ухаживали за растениями, боролись с сорняками поливали и рыхлили. При наблюдениях на прогулках дети повторяли новые для них названия цветов, а с приходом осени собирали их в индивидуальные коробочки.

Осуществлён проект «Что летом родился — зимой пригодится» в котором также приняли участие родителей и дети. Территория детского сада позволяет выращивать не только цветы, но и овощные культуры, где воспитанники могут наблюдать за ростом овощей и ухаживать за ними. А собранной осенью урожай показал ребятам результат их стараний.

Много положительных эмоций дошкольники получили от краткосрочного проекта «Волшебная елочка», в котором они с родителями выступили в качестве авторов дизайн-проектов. Елки были изготовлены из различных материалов: бумаги, ткани, пластилина, солёного теста и даже конфет. Участники этого дизайн-проекта своими нестандартными решениями показали высокий уровень заинтересованности.

Знакомство детей с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и их кругозор, но и формирует определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствуют ранней профессиональной ориентации. Знакомя детей с миром профессий, мы устраивали экскурсии на предприятия и в учреждения. Проводились встречи с интересными людьми – пожарными, учителями, почтальонами, библиотекарями. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Традиционный перечень игр с производственными и бытовыми сюжетами мы дополнили играми, отражающий социально-экономические отношения и новые профессии: налоговый инспектор, туристический агент, программист, бизнесмен.

Особую популярность приобрела творческая группа «Юные журналисты», в которой дети узнали много нового и проверили на практике такие современные профессии как: телеведущий, оператор и репортер. Ребята посетили студию местного телевидения. Результатом проекта было итоговое открытое занятие, на котором юные журналисты брали интервью у своих родителей.

Чтобы обеспечит трудовую активность детей в детском саду, важны комфортные условия в предметно-развивающей среде. Например, для трудового десанта родителей сшили одинаковую одежду, оснастили уголок различными оборудованием: лопатки, грабли, ведёрки и так далее. Также совместно с родителями был организован Центр журналистики, где для творческой группы были доступны рабочие инструменты (микрофоны, видеокамера, диктофоны). Оборудована мини — лаборатория для элементарного экспериментирования. В уголке для ручного труда дети работают с различными материалами (бумагой, тканью, бисером). Таким образом, развивающая среда создаёт условия для взаимодействия и обеспечивает комфортное состояние ребенка.

Проведенная в конце года диагностика показала следующие результаты: 72% детей охотно участвуют в различных видах повседневного труда, все действия выполняют умело, качественно; 28% могут планировать свою трудовую деятельность, отбирать материалы, необходимые для занятий и игр. Дети продолжают осваивать позицию субъекта трудовой деятельности. В процессе тесного содружества с семьей трудовое воспитание осуществлялось в наиболее благоприятных условиях для ребенка. Родители обогатили свой опыт благодаря нетрадиционными формам трудового воспитания и внесли весомый вклад в создание комфортной развивающей среды, которая послужила важным условием для развития у детей трудовых навыков и формирования положительного отношения к труду.

Проведя анкетирование для родителей «Вы и ваш ребенок» мы сделали вывод что 76% родители ставят самообслуживания на первое место среди видов труда, выполняемых в семье старшими дошкольниками, 18% выделяют уборку игрушек и помещения, а 6% называют остальные виды труда, которые занимают незначительные место. Многие родители не представляют возможности своих детей, не знают, как сформировать у них трудовые навыки и сделать выполнение трудовых обязанностей системным (приложение 1).

Трудовая акция для детей и родителей «Семейное гнездышко».

Цели и задачи:

  1. Помочь родителям и детям лучше почувствовать понятие дома- семейного гнезда в котором всегда можно найти защиту и поддержку близких людей.
  2. Организовать творческое взаимодействие детей и взрослых в ходе которого будут проявляться взаимопонимание и дружелюбие.
  3. Объединить детей, родителей и педагогов наладить связи между семьями и образовательным учреждением.

Программа акции предполагает создание макетов гнезда (символ родного дома) и птиц (обитатели гнезда, в котором каждая птица — это один из членов семьи, где птицы родители заботятся о птенцах, а птенцы играют свои детские игры).

Материалы для работы:

  • Одноразовые бумажные тарелки (по 1 на каждую семью) для создания основы гнезда;
  • Заготовки из бумаги: плотной белой (туловище птицы) и цветной (крылья и хвосты);
  • По три разноцветные ленты, длиной 30 см на каждое гнездо;
  • Гуашь разноцветных цветов, ложки для выкладывания красок на палитру;
  • Кисти для рисования, ткань, салфетки;
  • Палитры, стаканы для воды;
  • Клей ПВА;
  • Дырокол, степлер, ножницы;

Ход работы.

  1. До начала подготавливаем и раскладываем на столах различные материалы, натягиваем в помещении шпагат или верёвки, к которым в последствии будут крепиться гнезда. Делаем заготовки птиц и хвостов, для того чтобы дети и родители могли сосредоточиться на других видов работы. Разнообразить акцию интересными деятелями деталями помогут подготовленные для игрушечных птиц мягкие печенья, сухари, орехи и декоративные мелочи – бусины, бисер, пайетки и блестки.
  2. Начинаем работу с объяснение задачи и последовательности действий: предлагаем родителям и детям выбрать материалы; придумать макеты птиц изготовить их, раскрасить гуашью, украсить, например, блестками и пайетками; смастерить гнездо, декорируем я его по всему желанию.
  3. Дети и родители прикрепляют готовых птиц к тарелке (как бы селят в гнезде) и отвечают на вопросы:
  • Что это гнездо? Какая она? Из чего сделано?
  • Что любят делать вместе птицы, живущие в гнезде?
  • Что бы ты хотел (смог) сделать для тех, кто живёт рядом с тобой в гнезде?
  • Как гнездо изменится, например, через год?

4. После этого дети и родители прикрепляют гнездо (тарелки) разноцветные ленты, выбирают место на натянутой веревках (как будто на дереве) и укрепляют гнездо с птицами. Искусственных птиц можно «покормить» орехами или печеньем.

5. Когда работа завершена, участники собираются и, в переходе от одного гнезда другому, слушают рассказы об их обитателях.

Проект по ознакомлению детей с трудом взрослых «Трудовое воспитание. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых».

Темы для беседы:

  1. Знакомство детей с различными профессиями.
  2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.
  3. Методическое обеспечение начальной профориентации.

Проблема: дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворном миру, которым ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду и стремление к созидательной деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо:

  • Перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;
  • Наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях;

Срок осуществление проекта: год.

Задачи:

  1. Расширить и уточнить представление о различных видах труда.
  2. Пробудить интерес к деятельности взрослых.
  3. Сформировать положительное отношение к уважению к труду.

Деятельность педагогов:

  1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
  2. Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
  3. Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.
  4. Изготовление макета календаря профессий.

Календарь представляет собой блокнот состоящий из 12 листов с изображением символов определённой профессии (по количеству изучаемых за год профессий). К календарю прилагается пособие для воспитателей, состоящее из конспектов занятий, материалов для бесед, игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы.

Деятельность детей: экскурсии, беседы, праздники, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование.

Деятельность родителей: беседы с детьми рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекции, макетов, газета и альбомов «Кем быть?».

Результаты работы:

  1. У детей Появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений дошкольников.
  2. У педагогов сформированы положительной мотивации и навыки овладение методикой игрового взаимодействия с детьми.
  3. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
  4. Созданные календари профессии для всех возрастных групп; конспекты тематических занятий.
  5. Оформлена выставка детских работ «Кем быть?».
  6. Изготовленный игровые макеты «Профессии в моём городе».
  7. Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Приведенная работа позволила подвести детей к важному: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Следует дорожить хорошей работой, интересной профессией. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Просмотров: 1086
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Зотова Юлия Николаевна. Разработка мнемотаблиц для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Татьяна Шлыкова. Формирование коллективизма у детей в совместной трудовой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь