В своей работе я стараюсь формировать у детей правильное представление о труде, подвести их к понятию, что труд не развлечение, он требует определённых усилий, овладения навыками и умениями. Поэтому я стараюсь постоянно, а не от случая к случаю обеспечить участие детей в труде. Самый распространённый вид трудовой деятельности старших дошкольников в нашем детском саду-труд в природе.
После зимы дети особенно радуются первым тёплым солнечным дням, стремятся преступить к делу. Дел на участки много: надо вскопать цветники, огород, окопать и подбелить деревья, бордюры, заменить песок. И хотя это работу в основном выполняют сотрудники и родители, но дети принимают в ней самое активное посильное участие. Участок нашего детского сада хорошо озеленён: здесь растут туи, тополи, ясень, клён. Весной пышно цветёт серень, летом-розы, осенью-астры и многие однолетние растения. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в труде я отвожу ознакомлению детей с трудом взрослых. В детский сад приходят для выполнения различных ремонтных работ моляры, плотники. Дети никогда не остаются ранодушными к их деятельности.
Я размещаю ребят на безопасном растоянии от места производства работ, даю возможность наблюдать, высказываться, спорить и обязательно обращаю внимание на нравственную сторону трудовой деятельности взрослых. Например, у слесарей работа бывает тяжёлая. Вот они раскопали яму, вытащили трубу, нарезали резьбу, один подаёт инструмент, другой вычерпывает воду, третий соединяет трубы. И хотя у них зябнут руки, промокла обувь, они устали, но работу не бросают, пока не закончат. Если не исправить линию теплотрассы, то в детском саду будет холодно, дети могут заболеть. Я обращаю внимание на то, что рабочие помагают друг другу, внимательны к людям работующим с ними рядом, поэтому всё получается быстро и хорошо.
У детей всё это вызывет стремление подражать взрослым во время самостоятельной трудовой деятельности на территории детского сада. Я учу своих детей проявлять заботу и внимание к одногруппникам, используя для этого каждую малейшую возможность. Например, кто-то из детей только возвратился в группу после болезни, а предстоит работа на огороде. Я советую детям поручить этому ребёнку работу полегче и все они, чувствуя заботу педагога, стараются быстрее закончить свою работу и помочь другу.
|