Предлагаемый вниманию материал посвящен проблеме воспитания интереса к труду у дошкольников.
Приобщение ребенка к труду является важной составляющей формирования личности ребенка, развития его волевых качеств. Так как игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства, то именно игра и есть та деятельность, в которой следует прививать трудовые навыки дошкольникам. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, нужно помнить, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Только работая в тесном контакте с семьей ребенка можно добиться стабильно положительных результатов в любых начинаниях. Также большую роль в трудовом воспитании дошкольника играет и культурный уровень семьи. Эмоционально-положительный микроклимат в семье, соблюдение традиций, безусловно, будут иметь положительный эффект на развитие ребенка.
Одной из важнейших задач, стоящих пред педагогом, является повышение компетентности в трудовом воспитании детей. Но как заинтересовать ребенка, как мотивировать его на полезную деятельность?
Начиная с младшего дошкольного возраста нужно начинать трудовое воспитание детей. Педагог, в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах, используя приемы беседы, показа, рассказывает и объясняет малышам о значении труда в жизни людей. Целью таких бесед является желание педагога заложить в ребенке зачатки нравственности и патриотизма, осознание с раннего детства полезности труда.
Организовать трудовое воспитание с детьми дошкольного возраста лучше с индивидуальных и групповых поручений, эти самым, формируя самостоятельность детей. Самообслуживание также относится к одному из видов труда. Создать мотивацию к развитию умений обслуживать себя у младшего дошкольника довольно просто. Тут срабатывают механизмы кризиса трех лет: "Я сам!". Необходимо только сопровождать действия ребенка, используя приемы показа. Так мы учим ребенка быть аккуратным, опрятным, соблюдать культурно-гигиенические навыки.
Для достижения поставленной цели, уже в старшем дошкольном возрасте, дети могут выполнять действия, которые им не интересны. Чтобы вызвать интерес к труду, стимулируя тем самым его любознательность, нужно обычный рутинный труд, например, хозяйственно-бытовой, превратить в игровой сюжет какой-нибудь увлекательной игры.
Девочкам, например, интересно будет убрать помещение и постирать кукольную одежду перед волшебным балом игрушек, а мальчикам навести порядок на СТО или в гараже.
Положительные установки к трудовой деятельности поддерживают жизнерадостное настроение, способствуют закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают в формировании положительных черт характера.
Поэтому, считаю, что необходимо формировать у детей положительные стимулы к любому виду деятельности, начиная с формирования положительных эмоций во время труда и кончая формированием понимания смысла деятельности, ее общественной значимости.
Создавая необходимые условия, такие как положительный микроклимат в группе, доброжелательное отношение педагога к воспитанникам, создание ситуаций успеха каждому из детей во всех трудовых начинаниях, можно добиться больших результатов в трудовом воспитании детей. Таким образом, формирование положительных установок в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от условий, которые он создает для полноценного развития детей.
|