РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников
(начало года)
Наличие интереса к природе
|
Стремление к деятельности
|
Наличие знаний
|
Отношение к природным объектам
|
Проявляется
|
Не проявляется
|
Активное
|
Пассивное
|
+
|
-
|
Доброе, милосердное
|
Злое, агрессивное
|
Безразличное
|
50%
|
50%
|
40%
|
60%
|
49%
|
51%
|
43%
|
16%
|
41%
|
Диагностика экологической воспитанности дошкольников
(конец года)
Наличие интереса к природе
|
Стремление к деятельности
|
Наличие знаний
|
Отношение к природным объектам
|
Проявляется
|
Не проявляется
|
Активное
|
Пассивное
|
+
|
-
|
Доброе, милосердное
|
Злое, агрессивное
|
Безразличное
|
71%
|
29%
|
79%
|
21%
|
92%
|
8%
|
85%
|
5%
|
10%
|
Работая над данной темой, поставила перед собой следующие задачи:
- 1.Формировать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
- 2.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
- 3.Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
- 4.Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
В своей работе опираюсь на «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида №58, разработанную в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Парциальная программа Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
В своей работе использ
ую различные методы:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
- словесные (беседы, чтение художественной литературы),
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:
- «Нужно – не нужно»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Кто, где живёт?»
- «Отгадай, что за растение»
- «Узнай на вкус»
- «Подбери листок»
- «Что за птица?»
- «Узнай по голосу животного»
- «Угадай, про кого расскажу»
- «Что сначала, что потом»
- «Что опасно для природы»
- «Угадай, что в мешочке»
- «Когда это бывает?»
- «Чей хвост?»
- «С какой ветки детки?»
Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Игра требует от ребенка включенности, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.
Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:
- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,
-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,
-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,
-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,
-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,
-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».
Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.
Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.
Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:
- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);
- описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),
Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».
Описательные - рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития связной речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.
Например: Физкультминутка
Зайцы скачут:скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
|
Прыжки на двух ногах; приседание;
наклон, выпрямиться;
3 раза хлопнуть в ладоши,
3 раза наклон головы.
|
Пальчиковая гимнастика
Весна
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Движения повторяются.
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
|
А из под старой травки Ладони сомкнуты "ковшом". Уже глядит цветок... Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) Движения повторяются. Раскрылся колокольчик Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. В тени там, где сосна, Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). Динь-динь, звенит тихонько, Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". Динь-динь, пришла весна. Движения повторяются.
|
Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.
Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.
Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:
- совместное озеленение территории детского сада;
- субботники «Мусор – это опасно»
-тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)
- экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».
- Консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде. За счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно рассказать стихи, экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.
|