Эффективность коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ТНР во многом зависит от строго продуманной системы, суть которой заключается в логопедизации всего процесса жизни и деятельности детей.
Одно из главных направлений в системе работы – развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей на разных этапах их развития, которые реализуются через решение следующих задач:
- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
- научить слушать и слышать;
- выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
- накопить и расширить пассивный и активный словарь ребенка;
- сформировать правильное грамматическое оформление речи;
- коррегировать звукопроизношение:
- сформировать связную речь.
Осуществление коррекционной работы проходит не только во время НОД, но и во всех режимных моментах, а так же в разных видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, совместной деятельности с воспитателем, в самостоятельной деятельности детей.
Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
В начале несколько слов о режиме дня. Нейропсихологи (Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель, А. В. Семенович) подчеркивают, что режим дня важная составляющая жизни ребенка. Мы хотим, чтобы дети могли управлять собой, регулировать свое поведение, контролировать свои поступки, пусть не сразу, но все-таки умели это делать. На языке психологии это называется саморегуляция. Ее формирование и развитие зависит от многих факторов, в том числе и от режима дня.
Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график.
Сон и бодрствование тесно связаны с лимбико-ретикулярной формацией, которая расположена в верхней части ствола головного мозга, обеспечивает функцию внимания и представляет собой сетевидное образование, регулирующееся автоматически. Если внимания требуется много, то какая-то ячейка раздвигается, и как бы луч света (прожектор) направляется в одну область мозга (например, в затылочную долю, чтобы смотреть, или в височную долю, чтобы слышать/слушать и т.д.). Благодаря этой волшебной сеточке (так называет лимбико-ретикулярную формацию Т.Г. Визель) мы засыпаем, когда надо, но, иногда и не можем уснуть: лимбико-ретикулярный комплекс не срабатывает.
Работа лимбико-ретикулярной формации зависит, во-первых, от насыщения мозга кислородом (при гипоксии она работает хуже), во-вторых, от режима дня. При отсутствии режима сбиваются ауторегуляционные механизмы, т.е. лимбико-ретикулярная формация не может саморегулироваться, следовательно, ухудшаются многие процессы, связанные с вниманием (ребенок «не видит» и «не слышит» нас, не делает то, что мы просим).
Визель Т.Г. в своей книге «Ребёнок и его развитие» пишет о том, что механизм ауторегуляции был состоятельным, его надо укреплять». А способствует его укреплению ритм. А режим дня и есть ритм дня.
Ритм — это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Все процессы человеческой жизни связаны с ритмом (природные ритмы, ритмичность дыхания, сердцебиения и т. д.). Взрослый может преодолевать природные ритмы (может спать днем, а ночью бодрствовать), маленькому ребенку, ввиду его естественной близости к природным процессам, соблюдение ритма необходимо для физического, эмоционального и психического здоровья. Дети, живущие в грамотно организованном пространственном и временном окружении, имеют такую необходимую для их благополучия возможность переживать предсказуемость мира, когда не происходит ничего неожиданного, хаотичного и непредвиденного. Это переживание дает им уверенность в завтрашнем дне и ощущение внутренней и внешней стабильности.
Также существует специфика, связанная с психологическими и физиологическими особенностями развития ребенка в дошкольном возрасте. В этот период жизни тело активно растет и формируется, и ребенок осваивает его структуры и возможности, овладевает своим телом. Для такого активного формирования и овладения телом нужны ритм и повторение.
При овладении речью ребенок сотни раз произносит звуки, играет в слова, и благодаря этому формирует гортань и всю моторику, связанную с речью.
Таким образом, ритм и повторение — необходимые условия для решения ребенком задач данного этапа развития. Дети и сами говорят взрослым о своей потребности жить и развиваться в соответствии с ритмами природы и внутренними ритмами. Например, они часто просят рассказывать одну и ту же сказку на протяжении долгого времени, играть в одну и ту же игру.
Учитывая эту потребность ребенка и взяв за основу дневной, недельный и годовой ритмы, можно и нужно создать благотворную для его гармоничного развития атмосферу в детском саду и дома.
Важно, что ритмическая организация подразумевает не только повторение, но и постепенную смену одних видов деятельности (тех, которые требуют от ребенка концентрации) другими (теми, в которых ребенок может расслабиться, по принципу ритмичности дыхательной системы. Хорошо, когда спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности — индивидуальными. Ежедневные занятия должны иметь в ритме дня свое место и время, а еженедельные — закрепленный день.
Томилина Светлана Михайловна в своих лекциях о роли ритма в развитии ребёнка подчеркивает, что первичный (природный ритм) – 1 движение в секунду, приобщении с детьми речь педагога должна быть 60-80 слов в мин. – темп сказителей, потешек. Она подчеркивает, что быстрая речь в высоком регистре «невротизирует детей» и мешает их развитию.
Таким образом, правильно организованный режим сам по себе уже способствует правильному психическому, познавательному и речевому развитию ребёнка.
И, конечно, все режимные моменты сопровождаются речь. Переоценить коррекцию речи, автоматизацию речевых навыков, формирование самоконтроля в это «незаорганизованное» время нельзя.
Приём детей. Сопровождается формированием монологической речи. Как образец – это беседа педагога с родителями, а далее – беседа с ребёнком.
Утренняя гимнастика. Дошкольникам необходимо воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений, координировать движения в соответствии с ней. А также каждая утренняя гимнастика включает в себя артикуляционную, пальчиковую гимнастику, игры на координацию речи с движениями, сопровождающие ритмизированным материалом по лексической теме.
Затем наступает время "утреннего круга" или "утреннего приветствия". Коммуникативно — ритмическая игра. Например,:
Здравствуйте, глазки, вы проснулись,
Здравствуйте, ушки, вы проснулись,
Здравствуйте, ручки, вы проснулись,
Здравствуйте, ножки, вы проснулись!
Глазки смотрят,
Ушки слышат,
Ручки хлопают.
Ножки топают,
Я проснулся!
Все берутся за руки, создавая общий круг:
Утро настало, солнышко встало,
Все мы проснулись, вместе собрались!
Здравствуй, Анечка, здравствуй, Игорек, здравствуй, Настя (и т. д.)
Умывание. Сопровождается потешками, присказками в зависимости от возраста детей.
Подготовка к приёму пищи. Приём пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Обучение приемам правильной сервировки (последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды) также способствуют развитию мелкой моторики рук.
Обучаются этикету.
Дети используют лексику, связанную с темами: «Посуда. Столовые приборы. Продукты питания».
При сервировке стола — используют пространственную лексику.
В данный режимный момент отрабатываются родственные слова, относительные прилагательные, согласование существительный с прилагательными, числительными, использование предлогов, сложно подчинённых предложений и т.п.
НОД. Все занятия направлены на всестороннюю коррекцию речи дошкольников.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Закрепляется у дошкольников правильное употребление лексики, грамматики в рамках лексических тем: «Одежда. Обувь», глаголов «надевать – одевать» и т.д. Употребление существительных в ед. и мн. ч., существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё», существительных с прилагательными, употребление относительных прилагательных, употребление распространённых и сложных предложений и т.п. Формируются умения правильно попросить о помощи: диалогическая речь.
Прогулка. Это деятельность в природе (труд, дежурство, поручения, наблюдения, игры, экспериментирование), которая сопровождается речью и способствует:
- обогащению связной речи: описание растения и животного, рассказ о выполненной работе, эксперименте; развитию лексики: признаки растений и др.; развитию словаря: названия растений и животных, подбор синонимов, антонимов и т.п.; употребление предложно падежных конструкций и т.д.
- формированию трудовых навыков, что благоприятно сказывается на развитии психических процессов (внимание, воля, память, мышление), становлению физических качеств (сила, выносливость, ловкость), а также укреплению рук и плечевого пояса, развитию мелкой моторики (работа с инструментами).
Экскурсии.
Посещение библиотеки.
Участие в спектаклях.
Подготовка ко сну. Закрепляется у дошкольников правильное употребление лексики, грамматики в рамках лексических тем: «Одежда», «Обувь», глаголов «надевать – одевать» и т.д. Сопровождается потешками, колыбельными, чтением сказок и т.п.
Благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано. Предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребенка именно в тот момент, когда речь идет, к примеру, об автоматизации поставленного звука, либо несет функцию подготовки к предстоящему логопедическому занятию.
В заключении необходимо отметить, что продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Все режимные моменты должны быть ненавязчиво, как бы незаметно для дошкольника с ТНР подчинены коррекции и автоматизации речи.
|