Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.

Дошкольный возраст имеет непреходящее значение в общем цикле развития человека. Именно этот период является значимым для формирования психологической структуры социального облика ребенка.

Основу социализации составляет овладение разными знаковыми системами. В дошкольном возрасте ребенку доступно усвоение трех видов знаков: образно-жестового, вербального, образно-графического, которые он усваивает в различных видах знаково-символической деятельности, поэтому уровень развития этих видов деятельности, характер их содержания и средств являются одними из показателей успешности вхождения ребенка в мир социальных отношений.

скачать конспект

Речь, как универсальная человеческая способность, как вербальная знаковая система, присущая только человеку, полифункциональная по своему значению. Ее своевременное становление и развитие обеспечивает полноценную социализацию человека, способствует формированию высших психических функций и зарождению способности осознавать и регулировать поведение, деятельность, эмоциональные реакции.

Ранний и дошкольный возраст являются сензитивными (наиболее чувствительными и восприимчивыми для обучения) периодами в развитии речи. Остановимся на более детальном анализе основных возрастных новообразований речи в детском возрасте.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года). На этом этапе возникают и совершенствуются основные предпосылки речи:

  • речь взрослого человека становится для ребенка предметом познания, он прислушивается к ней, улавливает ритм, к 6 месяцам начинает понимать интонацию, эмоциональную окрашенность речи. К 7-8 месяцам малыш может понимать значение отдельных слов, находить взглядом предмет, названный взрослым, к 1 году большинство детей способны выполнить простую речевую инструкцию: «Дай куклу», «Покажи у куклы глазки» и т.д.
  • самостоятельные голосовые реакции появляются у ребенка примерно в 3 месяца, первые вокализации – гуление, но они носят еще непроизвольный характер. Произвольные голосовые реакции можно наблюдать у полугодовалого ребенка. Лепет в этом возрасте становится интонированным, расширяется диапазон произносимых звуков, ребенок начинает использовать лепет для привлечения внимания к себе. У многих малышей к концу первого года жизни появляются первые лепетные слова, которые отличаются по слоговой структуре и звуконаполняемости от слов взрослого, но являются устойчивыми звукосочетаниями, называющими предмет или действие.

Полноценное общение взрослого и ребенка, постоянная вербализация действий взрослого, поощрение голосовых реакций – являются важными условиями развития речи в этом возрасте.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Во-первых, отсутствие реакции у ребенка на голос взрослого, т.е. ребенок не поворачивает голову к источнику звука, его не раздражают резкие и громкие звуки, при этом ребенок может гулить и издавать различные звуки. Во-вторых, отсутствие лепета или его угасание, трудности понимания речи взрослого и беспокойство ребенка при отсутствии визуального контакта со взрослым. Эти симптомы свидетельствуют о снижении слуха, поэтому требуют срочной консультации отоларинголога.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Это период бурного речевого развития, когда речь становится основным средством общения с окружающими. На втором и третьем году жизни активно пополняется словарь ребенка, в основном за счет существительных и глаголов. Ребенок оказывается способен назвать предмет и действие с ним. К концу второго года жизни возникает фразовая речь, в двухсловные фразы ребенок включает слова из активного словаря и часто комбинирует их. На третьем году жизни у малыша в речи появляются вопросы: «Что это?», «Как?», «Куда?», малыш активно познает окружающий предметный мир, названия предметов, их функции, поэтому данные вопросы являются у детей этого возраста самыми популярными. Активный словарь детей насчитывает к концу третьего года жизни от нескольких сотен до тысячи слов, в основном это существительные, называющие предметы, глаголы, обозначающие действия с ними и прилагательные, указывающие на воспринимаемые органами чувств свойства. Фонетическая сторона речи еще несовершенна в этом возрасте, поэтому дефекты звукопроизношения, звуконаполняемости слов, замены и перестановки слогов являются типичными для этого возраста и не рассматриваются специалистами как нарушения.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Отсутствие речи, использование в общении только отдельных слов, а не фраз, ситуативность понимания речи, когда содержание речи понятно ребенку только в конкретной ситуации, появление остановок и заикания. Момент зарождения и бурного накопления словаря нередко приводит к возникновению заикания, которое может проявляться в виде речевых запинок, остановок, трудностей порождения слова.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – это не только период совершенствования речи как средства общения, и этап качественно нового использования речи как средства регуляции поведения и деятельности и средства высших психических функций. Для речи дошкольника характерно совершенствование всех структурных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики.

Пополнение словаря детей происходит как за счет знакомства с новыми словами, так за счет овладения приемами словообразования, поэтому расцвет словотворчества – это возраст 4-5 лет. Помимо этого дошкольник усваивает правила согласования слов в предложении и грамматические нормы языка. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата способствуют овладению фонетикой родного языка. К 5 годам в речи детей не должно быть нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Активно развивается и связная речь детей. Дошкольник может рассказать сказку, перечислить события, которые он пережил и т.д. Старший дошкольный возраст является благоприятным для овладения грамотой, к этому у ребенка оказываются сформированы все предпосылки: фонематический слух, фонетический строй и т.д.

Главным функциональным новообразованием в речи становится использование речи как средства высших психических функций (мышления, памяти, воображения), что значительно изменяет психологический облик ребенка.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Нарушения звукопроизношения после 5 лет, слоговой структуры слова, бедный словарный запас, трудности согласования слов в предложении.

Исходя из вышеперечисленных возрастных тенденций развития, очевидна необходимость своевременного педагогического сопровождения процесса развития речи у детей. В нашем образовательном учреждении работа по коррекции и профилактике речевых нарушений строится с учетом образовательных потребностей детей и актуальных возрастных проблем развития. Основные направления логопедического сопровождения развития речи на разных возрастных этапах отражены в таблице 1.

Возраст Основные направления педагогической деятельности

Ранний от 1 до 3 • формирование мотивации речевой деятельности;

  • накопление словаря;
  • обучение детей правильному называнию предметов, их функций, свойств.
  • разучивание стихотворений, песенок, чистоговорок и т.д.

Младший дошкольный 3-5 • совершенствование лексической стороны речи, обучение приемам словообразования,

  • знакомство с нормами орфоэпии;
  • обучение детей правилам согласования слов в предложении;
  • развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
  • воспитание читательского интереса и любви к книге, формирование мотивации чтения.

Старший дошкольный 5-7 • развитие связной речи, обучение пересказу, составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин и т.д.

  • обучение грамоте; развитие орфографической зоркости;
  • развитие выразительности речи и чтения;
  • и другие

Совместная комплексная работа логопеда, воспитателя, других педагогов «Школы Сотрудничества» будет способствовать полноценному развитию речи дошкольников.

Кулакова Елизавета Юрьевна. Учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 20 научных статей. Имеет большой опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями. Маршрут педагогического сопровождения развития речи дошкольников выстраивает с учетом индивидуальных потребностей ребенка. В своей работе активно использует логоритмику, как эффективный прием стимуляции речевого развития.

Просмотров: 973
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь