Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

А. М. Савченкова, УДК 373. 2. 02.

Магистрант Томского государственного педагогического университета гр. 8801 Мcдо

Аннотация: статья посвящена использованию кругов Эйлера в работе с детьми с общим недоразвитием речи, а так же формирование у таких детей связной речи. Выделены отличия связной речи дошкольников с ОНР от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Рассмотрено использование кругов Эйлера в работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, классификация общего недоразвития речи, круги Эйлера, развитие связной речи.

 

Скачать конспект

Развитием связной речи занимались такие ученые как В. П. Глухов, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина и другие. [1, 2, 3] Ф. А. Сохин утверждал, что связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженные точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. [5]

Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Как отмечает Р. Е. Левина, в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Первый уровень речевого развития характеризуется полным или частичным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося сверстника навыки речевого общения в основном сформированы. [4]

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной особенностью считается возникновение в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же дошкольник, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их.

На третьем уровне речевого недоразвития разговорная речь детей приобретает более развернутый характер, отсутствует грубое отклонение в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Присутствующие нарушения речи детей затрагивают в основном сложные речевые единицы. В общих чертах, в речи данной категории детей можно наблюдать замены слов, близких по значению, аграмматические фразы, искажение звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Интересным и эффективным приемом работы по развитию связной речи является использование кругов Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в XVIII веке и с тех пор широко используются в различных областях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.

Первоначально, работа начиналась с использования одного круга. На примере различных художественных произведений детям объяснялось значение фраз «положить предмет в круг» и «положить предмет вне круга». На начальном этапе это были простые предметы и понятия. Например, предлагалось разместить в круге тех героев, которые встречаются в рассказе В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Рисунок 1 – демонстрация работы с кругом Эйлера на материале рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Дети на этапе работы над содержанием рассказа размещают в кругу карточки или фигурки дедушки и его внука Миши. Остальные картинки и фигуры в этот круг не входят, они – вне круга, так как этих героев нет в произведении.

Далее приступали к выполнению заданий с использованием двух кругов Эйлера: непересекающихся и пересекающихся. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися, а если имеют общие детали, то круги пересекутся.

На материале рассказа «Яблоко и рассвет» предлагалось в один круг поместить картинки с изображением одушевленных предметов, в другой круг – неодушевленных.

Рисунки 2, 3 – Пример работы с непересекающимися кругами Эйлера на материале рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

При работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» на занятиях по формированию связной речи уже использовали два пересекающихся круга Эйлера. При работе с двумя кругами один из кругов относился только к Вадику, другой – только к Вове, а предметы, относящиеся и к Вадику и к Вове, размещались в пересечении двух кругов.

Рисунки 4, 5 – Пример работы с двумя кругами Эйлера на основе рассказа

Н. Носова «Живая шляпа».

Только после того как дети научились строить довольно сложные модели с несколькими кругами (двумя, тремя), им предлагались задания на составление описательных и сравнительных рассказов. Различия описываемых предметов и героев обязательно указывали в кругах. Сходства предметов и героев указывали в пересечении колец.

Использование кругов Эйлера стало эффективным приемом в процессе формирования связной речи, а именно в составлении описательных и сравнительных рассказов. Так как круги Эйлера позволяют составить как бы предварительную модель описательного или сравнительного рассказа, то это значительно облегчает детям задачу построения связных высказываний.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 432 с. – 978-5-4461-1109-1.
  2. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: Логопедия / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. — 2008. — № 3. — С.13-14
  3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / Р. Е. Левина. – Москва: АльянС, 2013. – 367 с. – ISBN 978-5-91872-037-0.
  4. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. — Т. 1 -488 е.; Т.2. — 328 с.
  5. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. Москва: Педагогика, 2002. – 224с. – ISBN 5-89502-754-7
Просмотров: 1237
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Берученко Наталья Леонидовна. ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Антишина Ольга Николаевна. Конспект НОД по обучению связной речи «Составление описательного рассказа о ели»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Девятерикова Марина Александровна. Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа о новогоднем подарке.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь