А. М. Савченкова, УДК 373. 2. 02.
Магистрант Томского государственного педагогического университета гр. 8801 Мcдо
Аннотация: статья посвящена использованию кругов Эйлера в работе с детьми с общим недоразвитием речи, а так же формирование у таких детей связной речи. Выделены отличия связной речи дошкольников с ОНР от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Рассмотрено использование кругов Эйлера в работе учителя-логопеда.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, классификация общего недоразвития речи, круги Эйлера, развитие связной речи.
Скачать конспект
Развитием связной речи занимались такие ученые как В. П. Глухов, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина и другие. [1, 2, 3] Ф. А. Сохин утверждал, что связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженные точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. [5]
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Как отмечает Р. Е. Левина, в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Первый уровень речевого развития характеризуется полным или частичным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося сверстника навыки речевого общения в основном сформированы. [4]
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной особенностью считается возникновение в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же дошкольник, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их.
На третьем уровне речевого недоразвития разговорная речь детей приобретает более развернутый характер, отсутствует грубое отклонение в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Присутствующие нарушения речи детей затрагивают в основном сложные речевые единицы. В общих чертах, в речи данной категории детей можно наблюдать замены слов, близких по значению, аграмматические фразы, искажение звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.
Интересным и эффективным приемом работы по развитию связной речи является использование кругов Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в XVIII веке и с тех пор широко используются в различных областях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.
Первоначально, работа начиналась с использования одного круга. На примере различных художественных произведений детям объяснялось значение фраз «положить предмет в круг» и «положить предмет вне круга». На начальном этапе это были простые предметы и понятия. Например, предлагалось разместить в круге тех героев, которые встречаются в рассказе В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Рисунок 1 – демонстрация работы с кругом Эйлера на материале рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Дети на этапе работы над содержанием рассказа размещают в кругу карточки или фигурки дедушки и его внука Миши. Остальные картинки и фигуры в этот круг не входят, они – вне круга, так как этих героев нет в произведении.
Далее приступали к выполнению заданий с использованием двух кругов Эйлера: непересекающихся и пересекающихся. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися, а если имеют общие детали, то круги пересекутся.
На материале рассказа «Яблоко и рассвет» предлагалось в один круг поместить картинки с изображением одушевленных предметов, в другой круг – неодушевленных.
Рисунки 2, 3 – Пример работы с непересекающимися кругами Эйлера на материале рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
При работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» на занятиях по формированию связной речи уже использовали два пересекающихся круга Эйлера. При работе с двумя кругами один из кругов относился только к Вадику, другой – только к Вове, а предметы, относящиеся и к Вадику и к Вове, размещались в пересечении двух кругов.
Рисунки 4, 5 – Пример работы с двумя кругами Эйлера на основе рассказа
Н. Носова «Живая шляпа».
Только после того как дети научились строить довольно сложные модели с несколькими кругами (двумя, тремя), им предлагались задания на составление описательных и сравнительных рассказов. Различия описываемых предметов и героев обязательно указывали в кругах. Сходства предметов и героев указывали в пересечении колец.
Использование кругов Эйлера стало эффективным приемом в процессе формирования связной речи, а именно в составлении описательных и сравнительных рассказов. Так как круги Эйлера позволяют составить как бы предварительную модель описательного или сравнительного рассказа, то это значительно облегчает детям задачу построения связных высказываний.
Литература
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 432 с. – 978-5-4461-1109-1.
- Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: Логопедия / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. — 2008. — № 3. — С.13-14
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / Р. Е. Левина. – Москва: АльянС, 2013. – 367 с. – ISBN 978-5-91872-037-0.
- Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. — Т. 1 -488 е.; Т.2. — 328 с.
- Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. Москва: Педагогика, 2002. – 224с. – ISBN 5-89502-754-7
|