Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников;
5.Развивать  умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
6. Развивать творческие способности  воспитанников, умение   составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по
инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с  родителями по  использованию мнемотехники
для развития связной речи дошкольников
Гипотеза: использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного
возраста будет способствовать расширению и  обогащению  словаря, развитию
грамматического  строя,  связной речи воспитанников.
Этапы реализации проекта :
· Подготовительный (сентябрь)
· Внедренческий (октябрь-апрель)
· Заключительный (май)
Подготовительный (Сентябрь)
Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет
Подбор  и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий ( мнемодорожек,  мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))
Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников
Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп
Родительские собрания по проблеме исследования
Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»

Внедренческий (Октябрь-апрель)

С педагогами

? Разработка плана – программы  с использованием комплексно-тематического принципа  (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)

Структура программы

Использование мнемотехники

При составлении описательных рассказов

При заучивании стихотворений

При пересказе сказок

При составлении творческих рассказов

Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники

Использование педагогами в образовательной деятельности

мнемотехники  при заучивании стихов,

составлении описательных рассказов,

составлении творческих рассказов природоведческого характера,

пересказах сказок,

использование тематических коллажей при составлении творческих

рассказов (« Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.)

Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов

Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мастер-классы

Круглый стол

Открытые показы занятий для педагогов ДОУ

С воспитанниками

Для  обучения детей связной речи мы  использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка,  мнемотаблицы, коллаж и многое другое.

Значение метода мнемотехники .

Возможность использования в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность».

Используются имеющиеся методические  и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;

Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами  всех возрастных групп.

Работа с родителями

Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

Выпуск буклетов

Выпуск газеты

Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов

Заключительный  (Май)

Проведение итоговой диагностики

Обобщение и распространение полученных результатов

Анкетирование педагогов

В результате

Разработана план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники

Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ

Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной     деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

Повысился уровень педагогического мастерства  педагогов ДОУ

Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции

У  дошкольников расширился  и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное  восприятие окружающего мира

Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей

Вывод

Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с младшего дошкольного возраста способствовало расширению и  обогащению  словаря, развитию грамматического строя,  связной речи воспитанников 3-7 лет.

Просмотров: 634
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Ситникова Т. Н.. Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальной карты для развития связной речи у дошкольников с ОНР
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Субракова Ольга Александровна. Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь