Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Бурдукова Е.А., учитель-логопед: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №36 «Яблонька»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Д.К. Ушинский

В последнее время педагоги и родители все чаще замечают проблемы детей: нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность правильно составить предложение и выразить свою мысль, сформулировать вопрос, составить рассказ, пересказать знакомое произведение. Малыш хорошо запоминает все моменты из рекламы по телевизору, но совершенно не может запомнить стих, пересказать сказку. Причиной речевых трудностей является подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой.

 

В результате разработан метод обучения мнемотехника, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника (память и способ запоминания) — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание информации, основанные на зрительном восприятии предметов. Примером использования мнемотехники является запоминание цветов радуги. У маленького ребенка память непроизвольная, он лучше запоминает то, что ему близко, понятно, то, с чем он вступает в активное взаимодействие (видит, слышит, трогает и т.д.). Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения, это своего рода конспекты в картинках.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: схемами, моделями, блоками- квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

В развитии ребенка важна последовательность и поэтому обучение по мнемотехнике происходит поэтапно, тогда это приносит наиболее эффективные результаты. Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой яркое одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, характеристику предмета или образ действия, например: дом, дерево, цветок и т.д. Малыш ходит в детский сад в группу «Яблонька», на его шкафчике изображён фрукт, его полотенце висит под изображением яблока и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – находятся под определённой картинкой. Мнемоквадраты также и нашей жизни играют важную роль — это дорожные знаки. Мы взрослые, при определённых картинках проводим также различные ассоциации (солнышко).

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, усложняется задание, демонстрируются мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок и более, расположенных линейно. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения в младшем и среднем возрасте схемами могут изображены процессы мытья рук и одевания. Проговаривая все названия картинок, малыши лучше запоминают последовательность действий и название предметов, правила общения и поведения. Можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Глядя на схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Затем по мнедорожкам ребенок учится составлять предложения, а затем простой рассказ в два-три предложения. Наиболее сложной структурой является мнемотаблица.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная, солнышко — желтое. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг.

Пока ребёнок еще мал такие таблицы составляются педагогами и родителями. Позже, когда ребенок уже в состоянии сам нарисовать картинку, таблица составляется им самим под руководством взрослого. Использование таких таблиц позволяет также развить фантазию, воображение и навыки рисования.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Методы мнемотехники— это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!

Мнемотаблица может нести обучающий смысл (характерные особенности времен года), составление описательных рассказов по таблицам. В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят, через которых идет осознание смысла, содержания. Ребенку дается набор картинок, и связать их задача детей (составление рассказов по серии сюжетных картинок). Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны.

Большой интерес вызывает загадки по мнемотаблицам. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность.

Просмотров: 447
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Кашуркина Наталья Ивановна. Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
  • Пашковкая Алевтина Николаевна. Конспект НОД Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ситникова Т. Н.. Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми дошкольного возраста: составить рассказ из известных словосочетаний
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Светлана Сачкова. Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение».
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми: составить рассказ со словами из списка
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Савицкая Елизавета Анатольевна. Перспективное планирование «Развивающие игры с использованием картинок для детей 2 — 3 лет»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Редактор. Как выучить названия цветов по-английски быстро и весело?
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь