Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение». Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №235, г.Ярославль
Основная цель: знакомство с новым способом запоминания стихотворения: «графическая аналогия» Задачи. Обучающие. 1. Познакомиться с новым способом запоминания стихотворения: «графическая аналогия» - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями». 2. Познакомить детей с новым способом кодирования информации.
Развивающие. Развивать: • ассоциативное мышление; • зрительную и слуховую память; • зрительное и слуховое внимание; • воображение; • умение сравнивать, выделять существенные признаки, сообразительность; • навыки сотрудничества, взаимодействия при работе в паре; Воспитательные: • Воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение. Оформление образовательной среды: • надпись на занавесе «Школа Знаечка»; • эмблема школы - Мудрая сова
Скачать: Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение» (полный конспект)
Демонстрационный материал: мольберт (2 шт), маркерная доска, маркеры для письма на доске, магниты. Раздаточный материал: бумага, фломастеры, цветные карандаши.
Ход занятия: - Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте его. «Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. Мне поручили выучить стихотворение к лесному празднику, на котором я должен его рассказать. Учу, учу, а запомнить никак не могу. Праздник уже скоро, а стихотворение не выучено. Подскажите мне способ, как быстро выучить стихотворение. Высылаю текст стихотворения. Буратино». -Ребята, о чём просит нас Буратино? (О помощи:) ( Помочь Буратино выучить стихотворение.) (Им надо быстро выучить стихотворение.) (Просит подсказать, как можно быстро выучить стихотворение.) - Вы хотите ему помочь? (Да, хотим!) - Мы знаем способы быстрого заучивания стихотворений? (Знаем.) (Не знаем.) (Долго повторять и запомнишь). (На бумажке записать). Если дети предлагают свой быстрый способ заучивания стихотворения, педагог говорит, что этот способ Буратино уже пробовал. - Так, что же мы не сможем помочь Буратино в беде, а он надеялся на нас!? (Сможем. (Надо помочь.) - Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь, но что надо для этого сделать? (Узнать, как можно быстро заучить стихотворение и рассказать Буратино.) - Где мы можем это узнать? (В Интернете.) (Спросить у взрослых.) (Сходить в библиотеку.) (Прочитать в справочнике.) - Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут, это «Школа Знаечка». Она находится неподалеку, и мы пойдём пешком. Вы готовы, тогда отправляемся в путь под нашу речевку: Каждый день мы растём Всё о мире узнаём. Почему растёт трава? И куда течёт река? Сколько будет шесть и пять? Всё мы любим открывать! Мы в беде поможем другу И ему протянем руку. Здорово на свете жить, Вместе петь, мечтать, дружить!
Открывается занавес. Воспитатель прикрепляет эмблему «Школа Знаечка», надевает очки. - Здравствуйте, ребята! Я преподаватель «Школа Знаечка». Что вас привело ко мне? (Мы хотим узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.) - Я поняла вас. Постараюсь вам помочь. Скажите, выучить стихотворение это легко? (Мне легко.) (Мне не очень.) (Нормально.) - Кто вам помогает учить стихотворение? (Мне мама помогает.) (Я учу в садике с воспитательницей.) (Я с бабушкой.) - Долго ли вы учите стихотворение? (Я быстро запоминаю.) (Я долго.) Отчего зависит быстрота заучивания стихотворения? (Зависит от памяти.) (Могут быть слова педагога. От настроения зависит? От того, что в стихотворении бывают непонятные, трудные слова?)
- Быстрота запоминания зависит от того, какая память, если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Я буду называть слова. Слушайте! s внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову. Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, листопад, птица. - Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. Ответы детей. - Вы запомнили много слов. Немного усложню задание, я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить слова по порядку. Педагог ещё раз называет все слова. - Повторите по порядку слова, которые я проговорила. Ответы детей. Кто-нибудь запомнил? Если кто-то запомнил похвалить. Все_смогли запомнить?[(Нет, не смогли.) - С чем мы столкнулись? ( Со сложностью. С трудностью.) - У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднении? (Не смогли запомнить слова по порядку.) - Не переживайте, давайте разбираться. - Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (Хорошая память.) (Можно записать ...) -Верно, но не все из вас умеют читать. (Картинки помогут) Если дети не называют картинки, педагог спрашивает, картинки помогли бы ? - Да, картинки бы помогли, но я собой их не взяла. (Можно нарисовать.) - Это вы здорово придумали, но на рисование уйдёт много времени. Можно еще как-то изобразить? (если не говорят наводящие вопросы? Как побыстрее изобразить?) (Можно обозначить каким-нибудь значком.) (Можно рисовать одним цветом.) (Нарисовать не весь предмет, а его часть...) - Сережа предложил обозначить слово значком, или символом. Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, « зашифруем» его. . На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд. - На что похожа радуга? (На дугу.) (Подкову.) (На половину круга.)(на букву С) - Какой символ мы выберем для изображения радуги? Выбор символа детьми. - Все согласны? Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке. Какое слово мы зашифровали. Ребенок рисует. - Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (Дождь можно обозначить капелькой.) (Линиями.) (Тучку нарисовать из неё идёт дождь.) - Ребята, Лена предложила обозначить капелькой, а ещё что-то капелька вам напоминает. (Слезы.) (Роса.) (Вода из крана капает.) - Какой символ выберем? Выбор символа детьми. . Один из детей зарисовывает маркером символ во втором окошечке. - Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.) - Коля предложил колёса, они есть не только у машины. Назовите, у чего есть колёса. (Колёса есть у велосипеда, самоката, мотоцикла, коляски, роликов, тачки, самолёта...) - Какой символ выберем. - Зарисуем его в следующем окошечке. Один из детей зарисовывает маркером символ в окошечке. - Следующее слово гроза. Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.) - Ребята все согласны с предложением? Зарисовываем. Один из детей зарисовывает маркером символ в окошечке. - Слово ветер. Подумайте и представьте, как его можно обозначить. (Можно нарисовать клубы, как у дыма, как северное сияние, только серого цвета, чёрточками.) - Какие интересные вы назвали варианты. Дети выбирают и зарисовывают символ. - Следующее слово- листопад. Что оно обозначает? . . (Листопад- это когда падают листья, они летят, потом падают на землю.)
- Ребята, слово листопад состоит как- бы из двух слов. Давайте месте скажем листо-пад, (Листо-пад.) - Придумайте, как мы обозначим слово листопад? (Нарисуем, что лист падает.) - Давайте попробуем. Ребёнок зарисовывает. - Видно, что он падает? (Да.) (Нет) - Как это можно изобразить? (Можно нарисовать внизу землю. Нарисовать стрелку) Если дети не догадываются, педагог предлагает нарисовать стрелку. - Давайте зарисуем. Дети зарисовывают символ. - Последнее слово у нас птица. Вспомните, как вы изображаете стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки.) - Заполняем последнее окошко. Дети зарисовывают символ. - Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку глядя на эти символы. Дети называют слова. - Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.) - Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.) - Вы сами разработали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы. Вы хорошо поработали, и я вижу вы устали. В нашей школе тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть.
Педагог проводит физкультминутку «Прими такую же позу».
Я буду показывать вам карточки -с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу как у человечка. Вот вы и отдохнули, что помогло вам сделать зарядку? Карточки с символами. -Ребята, а вы не забыли, зачем вы пришли в нашу школу? (Мы хотели узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.) - Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению Буратино. Они помогут ему быстро выучить стихотворение. Приглашаю вас в следующий учебный класс. Работать будем по двое, предлагаю вам разбиться на пары по желанию и прошу не забывать правила работы в парах. Дети рассаживаются за столы, на которых: бумага расчерченная в таблицу из 12 квадратов, фломастеры и цветные карандаши. - Внимательно послушайте стихотворение, которое прислал вам Буратино Оно называется Есть у каждого свой дом. (педагог зачитывает с выражением) У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем.
- О ком это стихотворение? (О лесных зверях.)(О домах диких животных.) - Какой дом у лисы?( Нора) Что значит словосочетание в лесу глухом?(Значит там много деревьев.) - Что делает колючий еж. (Нагребает листья.) Где еж делает свой дом?(Под кустами.) - Как вы понимаете слово косолапый. (Мишка так ходит, он косолапый.)( Медведь ходит переваливаясь с лапы на лапу) - Покажите, как ходит медведь. Дети изображают походку медведя. - Где спит медведь? (В берлоге) Почему медведь спит до весны? (Зимой медведю нечего есть.) (У медведя зимняя спячка, и он сосет лапу, там запасы.) - У каждого дикого животного в стихотворении есть свой дом? (Да.) Как вы думаете почему им нравятся свои дома? (Там тепло, уютно.) -Слушайте задание. Сейчас я буду читать стихотворение, вы, на каждое словосочетание в предложении будете подбирать подходящий символ. Расскажу, как будем это делать. Читаю- У ЛИСЫ. В верхнем левом квадратике рисуем кого?(лису) Нет , ребята, это будет очень долго. Какой символ мы выберем? Мордочка лисы. Читаю- В ЛЕСУ ГЛУХОМ. Рисуем в верхнем среднем квадрате. Какой символ выберем? Много елок. Читаю – ЕСТЬ НОРА-НАДЕЖНЫЙ ДОМ. Каким символом обозначим дом лисы? Домик и в нем нора. Работаем дальше. Педагог читает стихотворение, по словосочетаниям дети, подбирают подходящие, по их мнению, символы. Рисуют символы в таблицу. -Что вы сделали? (Мы нарисовали символы к словам.)
- Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы. Дети рассказывают стихотворение с помощью символов. - У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.) - Что вам помогло. (Таблица с символами.) Как вы думаете, если бы у Буратино была такая таблица-схема, ему было бы легче выучить стихотворение? (Думаем, что легче.) Я предлагаю отправить эту схему Буратино по почте. Вы согласны? Одну схему кладут в конверт и запечатывают. - Я была рада встрече с вами отзывчивыми и добрыми ребятами, но мне пора на следующий урок, меня ждут другие дети. Педагог снимает эмблему, очки. - Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Под речевку возвращаются в детский сад.
- Ребята, где мы сегодня были? (В школе Знаечка) - Что вам понравилось в школе? (Понравилось зашифровывать слова....) - Что было трудного? (Подбирать символы к словам...) - Для чего мы ходили в школу Знаечка? (Чтобы узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.) - Где же вам пригодится этот способ? (В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам...) - Мы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что узнали способ как легко и быстро выучить стихотворение.) -В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова). Я рада, что вы откликнулись на просьбу Буратино, не остались равнодушными. Спасибо!
|