Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский

Мнемотехника – в переводе с греч. языка означает «искусство запоминания». Это определенная система методов и приёмов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, запоминание и воспроизведение получаемого материала.

Мнемотехника – популярная методика, принцип которой состоит в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с последующим ее воспроизведением при помощи изображений.

 

Скачать конспект

Освоение приёмов работы с мнемотаблицами во много раз сокращает время обучения и в то же время решает задачи, направленные на:

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Преобразование абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые создают условия для:

  • успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов;
  • эффективного запоминания структуры рассказа;
  • сохранения и воспроизведения информации.

Варианты мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:

  • Карточки с алгоритмом определенных действий
  • Перессказывание сказок
  • Заучивание стихотворений
  • Отгадывание загадок
  • Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю, рассказ

Работа по мнемотаблицам должна проходить в три этапа.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме, опираясь на символы.

Изготовление мнемотаблиц. Для изготовления мнемотаблиц не обязательно быть художником. На каждое слово (или маленькое словосочетание) придумываем изображение; таким образом весь текст зарисовываем схематично. Видя эти схемы-рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. В мнемотаблицах можно изображать: явления природы, главных героев сказок, понятные детям действия и предметы с их характерными признаками.

Работу с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Однако уже в младшем возрасте можно пользоваться простейшими схемами одевания, мытья рук и т. д.

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста нужно использовать цветные мнемотаблицы, поскольку в памяти у детей остаются отдельные образы: солнце – желтого цвета, облако белое, елочка зеленая.

На протяжении всего возрастного периода необходимо пользоваться только одним графическим изображением (например, для образа поросенка используем изображение пяточка) для обозначения конкретного животного. Перейдя в другую возрастную группу заменяем знакомое графическое изображение на другое (несколько усложняя).

Составление описательного рассказа

В обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц, нужно вовремя отступить от закодированных слов, предложений и дать ребёнку возможность самостоятельно (без подсказок) составить рассказ.

Описание предмета – это осознание этого предмета, а осознание — это анализ. Ребенку слишком трудно анализировать. В этом случае сначала следует научить ребенка выделять главные признаки предмета.

Пример мнемотаблицы для описания животного

Кто это?

Части тела

Окрас

Где живет?

Чем питается?

Польза для человека?

Разучивание стихотворений

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение стихотворения воспитателем (объяснение детям смысла непонятных им слов).
  2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения, с опорой на мнемотаблицу.
  3. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по содержанию стихотворения и помогает понять основную мысль.
  4. Воспитатель спрашивает детей, какие слова им непонятны и объясняет им смысл данных слов в доступной для них форме.
  5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения, дети повторяют её, опираясь на мнемотаблицу.
  6. Дети рассказывают стихотворение целиком с опорой на мнемотаблицу.

Подарок маме Сорвала я в поле
Цветик голубой.
Принесу в подарок
Маме дорогой.

Я его на платье
Маме приколю.
Больше всех на свете
Маму я люблю.

(Т. Волгина)

Пересказ сказок

Пересказывая сказку с помощью мнемотаблицы, ребенок направляет свое внимание на то, чтобы правильно построить предложение и видит перед собой всех персонажей сказки.

Впервые начиная учить детей пересказывать сказки, целесообразно использовать мнемотаблицы только с картинками, затем постепенно заменить картинки на графические символы.

Пример усложнения мнемотаблицы (по сказке «Курочка Ряба»)

  • Мнемотаблица только с картинками:
  • Вносим в мнемотаблицу часть графических символов:
  • Заменяем все картинки на графические символы:

Отгадывание загадок

Работа по отгадыванию загадок:

  1. этап – загадывание загадки и рассматривание мнемотаблицы (разбор того, что на ней изображено).
  2. этап – осуществление преобразования информации из абстрактных символов в образы.
  3. этап – отгадывание загадок.

В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно уже могут сами отгадать загадку по мнемотаблице или придумать и создать свою мнемотаблицу.

Пример мнемотаблицы по разгадыванию загадки

Загадка:

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Просмотров: 842
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Добродомова Лилия Анатольевна. Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
  • Швенк Екатерина Валерьевна. Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Иванюхина Раиса Павловна. «Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»
  • Халева Екатерина Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»
  • Белая Татьяна Сергеевна Фокина Елена Михайловна. ОД по развитию речи. Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще…» с помощью мнемотаблицы во второй младшей группе.
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Мельникова Ирина Анатольевна. Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
  • Татьяна Узкая. Конспект занятия «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Шафикова Юлия Сергеевна. Ессе «Дошкольное детство очень важный этап в развитии ребёнка»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Анисимова Юлия Владимировна. Эссе воспитателя Анисимовой Юлии Владимировны «Детство — важный этап в общем развитии человека»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «На птичьем дворе»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Панфилова Екатерина Владимировна. Логопедическое занятие «Весёлый зонтик». Составление описательного рассказа по картинке с опорой на схемы
  • Горнова Татьяна Анатольевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью схемы.
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Антишина Ольга Николаевна. Конспект НОД по обучению связной речи «Составление описательного рассказа о ели»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь