Загадки – это объект изобретательства. Они появились очень давно, и всегда были проверкой не только знаний человека, они требовали внимания, наблюдательности. Умение видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. Требовали способности воспринимать окружающий мир образно. Зачем загадывают и отгадывают загадки? Потому что детям нравится раскрывать тайны. Обучение детей отгадыванию загадок я начала не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. На своем мастер классе я хочу показать и дать возможность практически опробовать некоторые игры и игровые упражнения, которые я использую в своей работе с детьми. А поможет нам в этом технология ТРИЗ.
Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».
Цель: ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Задачи:
- учим детей систематизировать предметы по некоторым признакам.
- учим детей расшифровывать информацию о наличии или отсутствии у предметов определенных свойств.
- учим детей выделять части внутри целого, создавать образы на основе схематического изображения.
- формируем быстроту мышления- реакцию на слово, учим выявлять свойства предметов.
- учим детей находить ближайшее окружение объекта.
- научиться видеть функции предметов- главные и второстепенные, явные и скрытые.
- развиваем у детей ассоциативное, образное мышление, учим сравнивать предметы и явления
Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Город загадок. (Слайд № 1) Но перед экскурсией давайте сделаем небольшую разминку, разгадаем хитрые загадки, которые лежат у вас на столах.
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Жучка. Сколько детей у мамы?
- На столе стояло пять стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
- Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
- У девятилетнего мальчика была кошка с хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом. А мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
- Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветами, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?
Свернем на загадочную дорогу, которая приведет нас в Город загадок. (Слайд № 2) Этот город заселен загадочными предметами, объектами. Жители города появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем. А в остальное время они прячутся в своих домиках, и от туда рассказывают нам о себе загадочные вещи.
Вот и первая улица, которая встретилась на нашем пути. (Слайд № 3) Это улица Самых простых загадок. В первом домике этой улицы живут предметы круглой формы, назовите жителей этого дома. (например: мячик, солнце, пуговица и т.д.) Во втором доме (Слайд № 4) живут объекты красного цвета, назовите жителей этого дома (например: флажок, яблоко, помидор, платье и т.д.) В третьем доме (Слайд № 5)тонкие предметы, назовите жителей этого дома (например: иголка, соломинка, листик и т.д.) А в последнем доме (Слайд № 6) маленькие, назовите жителей этого дома. (например: бусинка, снежинка, горошина и т.д.)
Продвигаемся дальше на улицу Загадок без слов (Слайд № 7). На этой улице живут геометрические фигуры блоки Дьенеша. Давайте попробуем отгадать с помощью карточек со знаками, какие фигуры живут в этих домах. Вот эти карточки. (Слайд № 7 и 8). Перед вами корзинки с блоками Дьенеша. Выберите загаданную фигуру в соответствии с данной схемой. (Слайд № 9). По схеме мы видим, что эта фигура большой желтый круг. (Аналогично обсуждаются слайды №9, 10, 11, 12. 13, 14).
Мы подошли к Улице Неоконченных картин (Слайд № 15). Проходил как то по городу ленивый художник. Видит, стоят пустые дома, специально построенные для еще не придуманных загадок. «Дай- ка, -думает -нарисую загадки и поселю их в домики. Начал он рисовать, но лень ему стало, бросил начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику, там работу начал, да не закончил. Так “не дорисовал” ленивый художник целую улицу. (Слайд № 16). Вот перед вами эти незаконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать и закончите его рисунок. Какая загадка спрятались в вашем доме?
А вот и следующая улица нашего города. Она называется Улица Величины. (Слайд № 17). Отгадайте загадку, что бывает сначала маленьким, а потом большим? (например: ребенок, растение, сугроб, мыльный пузырь, снежный ком, лужа во время дождя).
А что бывает сначала большим, а потом маленьким? (Слайд № 18). (например: леденец, сахар в чае, мыло, карандаш, обувь и одежда когда становятся малы, самолет когда улетает).
А что бывает то большим, то маленьким? (Слайд № 19). (например: волна, складная мебель, надувная игрушка, резинка, ручка — указка).
Вот мы подошли к улице Загадочных мест. (Слайд № 20). Предметы на этой улице имеют свой способ прятаться. На этом домике написано: огород, магазин, хозяйственная сумка, салат. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем отгадать жильцов дома (в этом доме живут овощи). (Аналогично обсуждаются слайды № 21, 22, 23)
Следующая улица называется Улица Загадочных дел. (Слайд № 24). Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, для чего нужна расческа?; скрепка?; будильник?; указка?. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам –выйдут загадки. Что такое затемнялки? – шторы, освещалка? – лампочка, усыплялка?, гляделка?, цеплялка?, читалка?, варилка?, писалка?.
На улице Сказочных героев (Слайд № 25) предлагаю вам немного размяться. Разделитесь на команды по три человека. Каждая команда получает задание- загадать героев сказок ни говоря ни слова, одними только жестами, движениями. Выберите себе одну из предложенных сказок: Репка. Красная шапочка. Три поросенка. Заюшкина избушка. Гуси- лебеди.
Вот мы и подошли к Загадочной улице. (Слайд № 26).
Модель составления загадок с использованием сравнения -символическая аналогия. (Слайд № 27).
- выбираем объект. Например: цыпленок.
- выделяем его свойства, какой: желтый, пушистый, легкий.
- находим аналогичные свойства у других предметов.
|