Перед современными педагогами стоит главная задача: заменить репродуктивные способы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач. Однако, наши дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире, представлять объекты как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Приходится давать задания: к чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Подобные задания необходимы, но это не слишком творческие задачи, и детям малоинтересны. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе.
Составление загадок — один из способов решения этого противоречия. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога «опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработанный У. Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов, либо процессов, происходящих в них, позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки.
Составление загадок проходит в виде мозгового штурма (автор А. Осборн) и представляет собой групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы. При обсуждении критические и оценочные высказывания запрещены. Необходимо выслушать идеи детей и одобрить самые неожиданные и оригинальные. Таким образом, у детей устраняется боязнь неправильного высказывания. Каждый ребёнок при составлении загадки может предложить свой вариант, отразив его затем в своём схематичном рисунке.
Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: «Растительный и природный мир», «Предметы быта», «Транспорт» и т.д.
Работу по обучению составлению загадок я начинаю с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений, что находит отражение в сочиненных ими загадках, в т.ч. и о словах с переносным значением, с использованием противоречий.
Составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления. Составление загадок доступно всем детям с ОНР, т.к. занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.
Модели составления загадок
I. Модель составления загадок и сравнений (символическая аналогия).
Объект Свойства Аналогичные свойства у других объектов.
Данные заносим в таблицу. Допустим, сочиняем загадку о цыпленке.
Какой? — Что такое же?
желтый — солнышко
пушистый — мех
легкий — пух
Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки:
«Желтый, но не солнышко»,
«Пушистый, но не мех»,
«Легкий, но не пух».
Или же:
«Желтый, как солнышко»,
«Пушистый, как мех» и т.д.
II. Возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия.
Объект Схожий объект Отличия
Например, рассматриваем объект – мяч.
На что похож? — Чем отличается?
Земля — маленький
Воздушный шарик — прочный
яблоко — несъедобный
Получилась загадка:
«Как Земля, но маленький,
Как воздушный шарик, но прочный,
Как яблоко, но несъедобный.»
III. Модель работы по прямой аналогии.
Объект Описание функции Прямой перенос их на объект.
Рассматриваемый объект – мяч.
Что делает? — Чем такое же?
скачет — кенгуру
катится — колесо
летит — птица
Получаем:
«Скачет, но не кенгуру,
Катится, но не колесо,
Летит, но не птица».
IV. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества.
Название частей Количество На что похоже.
Рассматриваемый объект – вилка.
Название частей — Сколько? — На что похоже?
ручка — 1 — палочка
зубья — 4 — зубы акулы
Получается загадка:
«На одной палочке 4 зуба акулы».
Для поддержания интереса к составлению загадок данного типа первый столбик убираем (загибаем часть листа или стираем).
На таких загадках можно изучать части мебели, машины, посуды, строение растений и животных.
V. модель составления загадок о слове.
Место нахождения Схожий объект Объект Схожий объект.
Вот, например, сочиненная детьми загадка про лук:
Желтый, но не солнышко,
Круглый, но не кольцо,
С корешками, но не цветок,
С зелеными перьями, но не индеец.
Или же загадка, сочиненная по модели:
Объект схожий по свойству объект действие схожий по действию объект.
Этот красный колпачок
Во рту жжет, как огонек.
(Горький перец).
Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, дав опору устно и активно помогая детям. А можно заменить слова рисунками, условными обозначениями.
Дети с большим интересом придумывают загадки, самостоятельно описывают с помощью сравнений выбранный объект, обязательно загадку зарисовывают или схематически «записывают».
Т.о. мы знакомим детей с графической аналогией. Графической аналогией детей подводят к понятию-приему «свертывание» — умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают педагоги, в частности, знакомят детей с моделями к блокам Дьенеша и экологическими моделями Н.Н. Кондратьевой. используя эти модели можно составить загадки, в которых описываются свойства предметов, а именно: цвет, формы, размер, толщина (по моделям блоков Дьенеша), и загадки об объектах живой природы.
Например:
Тело покрыто рыжей шерстью, как у белки,
Четыре лапы, как у медведя,
Хищная, как волк.
(Лиса)
Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованию, надо научить детей находить графическую аналогию самостоятельно. Можно предложить следующее задание: придумать карнавальные костюмы для букв, подрисовав характерные детали, затем полученные графические портреты использовать при составлении мнемотаблиц к загадкам.
(Мнемотаблица к загадке о лисе)
Можно предложить детям «поиграть» линией, стрелкой, и с их помощью изобразить глаголы, прилагательные. Необходимо на изображение давать определенное время — это может быть небольшая пауза. Данный прием необходим, чтобы дети не увлекались подробностями в изображении. Подобные упражнения помогут детям научиться выявлять суть явления или предмета, развивают образное мышление и помогают запоминать информацию через образы.
Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).
Список используемой литературы:
- Ю. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М.: «Просвещение», 1985
- Т. А. Сидорчук, «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Ульяновск, 1996
- А. Нестеренко, «Страна загадок». Ростов – на – Дону, 1993
- А. Страунинг, «Методы активации творческого мышления», ж. «Дошкольное воспитание» № 4/1997
|