В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.
Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.
Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:
- загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
- загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
- загадки, в которых описание дается через отрицание;
- загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
- загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);
- загадки-рифмовки;
- загадки-обманки;
- загадки на смекалку и др.
Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.
Учить доказать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто правильней докажет?». Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?».
«Безрук, без ног
По окном стучится,
В избу просится» (Ветер)
Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.
Есть в реке работники, Не столяры, не плотники, А выстроят плотину — Хоть пиши картину. (Бобры)
Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.
Рекордсмен среди зверей — Всех о бегает быстрей. Длинным рулит он хвостом, Шубка в точечку на нем. (Гепард)
Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.
Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. Серый, длинноухий, с копытами (Осел).
В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.
Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда наступят холода. (Шарф)
Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.
Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.
Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.
Начинается на «о» И кончается на «о». Я хвораю, не гуляю, Целый день гляжу в него. (Окно)
Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.
Я сегодня утром рано Умывался из под … (крана)
Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.
Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.
Вкусны — оближешь пальчики! - Оранжевые мячики. (Апельсины)
Под крышей четыре ложки, А на крыше суп да ложки. (Стол)
На пальце одном, Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу? (Очки)
Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз)
Хоть нем я и глух, А станешь бить меня - Закричу. (Колокол)
Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:
Что за зверь?
Зимой ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, А с места не свезет.
Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки — теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.
Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.
Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны); У меня пропал носок, утащил его … (щенок); В реке большая драка: поссорились два … (рака); Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок).
Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка); Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья); Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь); По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел); Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)
В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.
От чего плавает утка (от берега); За чем язык во рту (за зубами);
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10);
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот);
Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой);
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.).
В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1976.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.; Академия, 2000.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
- Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011
Автор: Мельникова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94
|