Руссина Анна Михайловна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Речецветик» г. Чебоксары, Чувашская Республика
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте (летчик, моряк, водитель).
- Формировать навыки использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» — воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.
- Обогащать глагольный словарь словами: плыли, ехали, летели.
2) Коррекционно-развивающие:
- Упражнять в ориентировке на плоскости, теле, пространстве с точкой отсчета от себя, формировать навыки употребления понятий: слева, справа.
- Развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать мышление, внимание, память, воображение.
3) Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей умение работать в коллективе.
- Формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушки — парусник, поезд, легковой автомобиль, самолет, трактор, катер, автобус, грузовик; разрезные картинки по теме «Транспорт»; контурные изображения предметов, наложенные друг на друга; ручки; карточки с изображением движений; конструкторы «Лего»; карточки- путевки.
Ход занятия:
Дети входят в группу и становятся в шеренгу у доски.
1) Организационный момент.
Педагог: Сейчас мы с вами отправимся в страну загадок.
2) Отгадывание загадок.
- Послушайте загадку:
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.
- Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку.
Дети с педагогом идут налево и находят игрушку поезда.
- О каком виде транспорта была эта загадка? — Эта загадка о железнодорожном виде транспорта. Что еще может ездить по рельсам? – По рельсам едет трамвай, электричка.
- Послушайте еще загадку:
Что это за птица — песен не поет, Гнезда не вьет, людей и груз везет?
- Назад пойдем и отгадку найдем.
Дети с педагогом идут назад и находят игрушку самолета.
- О каком виде транспорта эта загадка? — Эта загадка о воздушном виде транспорта.
- На чем еще можно передвигаться по воздуху? — По воздуху летит вертолет, воздушный шар.
- Я еще приготовила загадку:
* Не летает, не жужжит жук по улице бежит, И горят в глазах жука два блестящих огонька.
- Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали.
Дети с педагогом идут налево и находят игрушку автомобиля.
- О каком виде транспорта эта загадка? — Эта загадка о наземном виде транспорта.
- На чем еще можно передвигаться по земле? – На земле передвигаются на мотоцикле, автобусе и т.д.
- Послушайте еще загадку:
На море, в реках и озерах я плаваю проворный, скорый.
- Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя.
Дети идут налево и находят игрушку парусника.
- К какому виду транспорта относится парусник? — Парусник относится к водному виду транспорта.
- Что еще передвигается по воде? – По воде плывет катер, пароход, корабль.
- Что мы нашли сначала? — Сначала мы нашли поезд.
- Какой предмет нашли последним? — Последним мы нашли парусник.
- Повтори, Аня, все предметы по порядку их нахождения. — Поезд, самолет, машина, парусник. — Молодец!
- Как все это назовём одним словом? — Это транспорт.
- Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте.
- Садитесь на свои места, вас ждет новая загадка.
3) Задание «Сложи картинку».
- У вас на столах разрезанные картинки. Соберите картинки и посмотрите, что у вас получилось.
По мере выполнения педагог подзывает ребенка к отдельному столу.
- Максим, положи на середину стола картинку с изображением воздушного вида транспорта.
- Настя, положи картинку с изображением железнодорожного вида транспорта слева от воздушного.
- Матвей, положи картинку с изображением наземного вида транспорта справа от воздушного вида транспорта.
- Свою картинку, Аня, положи справа от картинки наземного вида транспорта. Назови, что лежит на столе. — Вертолет, грузовик, поезд, черепаха.
- Как ты думаешь, Аня, какая картинка лишняя? — Лишняя картинка черепаха. Почему, Аня? — Потому что эти картинки транспорт, а эта черепаха — животное. — Молодец!
4) Задание «Найди транспорт среди наложенных предметов».
- На ваших листочках я приготовила еще загадку. Посмотрите внимательно на контуры предметов, найдите транспорт и заштрихуйте его.
- Что ты заштриховал, Владик? — Я заштриховал самолет.
- Сколько, Арсений, у тебя всего изображено предметов? Назови их. – Всего изображено 4 предмета.
5) Задание «Добавь недостающую деталь».
- У меня новая загадка. На столах у вас стоят конструкторы. Нужно добавить недостающие детали моделям и определить, какое транспортное средство у вас получилось. — Дети собирают из конструктора транспортное средство.
- Расскажи, что получилось у тебя, Настя? — У меня получился разноцветный самолет. У него есть крылья, хвост, винт, шасси. – Молодец, Настенька.
- А кто управляет самолетом? — Управляет самолетом летчик.
- Что получилось у тебя, Аня? — У меня получился маленький катер. У него есть мотор, флаги, руль. За рулем моряк. — Молодец.
- Педагог: Что получилось у тебя, Максим? — У меня получилась гоночная машинка. У нее есть колеса, кабина, руль. Управляет машиной водитель.
6) Игра-загадка «Посмотри и замри».
- А сейчас мы немного отдохнем. Выходите дети на ковер в полукруг. У меня приготовлена игра — загадка «Посмотри и замри». Я вам покажу карточки с изображением движений, а вы примите такую же позу.
Педагог показывает картонные карточки с контурным изображением движений человека, а дети выполняют эти движения. – А теперь физкультминутка!
7) Физкультминутка
Сели на машину. Налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом плыли, до горы доплыли,
Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.
Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.
8) Задание «Придумай рассказ».
- Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. – Дети рассказывают.
9) Итог занятия. Положительная оценка деятельности детей.
|