Приоритетная задача (цель): Обогащение словаря ребёнка.
Задачи:
Образовательные задачи
- Уточнять представления детей о городском транспорте.
- Учить согласовывать существительные и прилагательные в числе, роде, падеже.
- Формировать элементарное представление детей о слове и предложении.
- Учить составлять небольшие тексты-описания.
Скачать конспект
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к занятиям.
- Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.
Здоровье сберегающие задачи
- Планировать объём материала с учётом возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
- Создавать благоприятную среду для психологического и физического развития ребёнка.
- Чередовать статические и динамические задания в ходе занятия.
Методы и приёмы:
- Словесный (рассказ, вопрос-ответ)
- Наглядный (демонстрация, показ)
- Игровой (игровое упражнение)
Материал, инструмент, оборудование:
Игрушки-машинки, презентация «Городской пассажирский транспорт», разрезанные картинки «Транспорт».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель (в дальнейшем «В.»): Посмотрите ребята на мой стол. Что вы там видите?
Дети (в дальнейшем «Д.»): игрушки, машинки, трамвай, автобус и т.п.
В.: Правильно. А кто знает, как можно всё это назвать одним словом? (Игровое упражнение «Назови одним словом»)
(Д. пытаются подобрать подходящие названия. В. выслушивает ответы детей.)
В.: Всё вместе это называется «Городской пассажирский транспорт» *. Как вы думаете почему его называют «городским»?
(Д. отвечают)
В.: Вы правы. Молодцы! Этот транспорт передвигается чаще всего в городе. Его реже увидишь в деревне или на даче. Поэтому он называется «городским».
Значит на таком транспорте могут ездить люди в городе или на нём могут перевозить какой-либо груз. Расскажите, пожалуйста, как называют человека, который управляет этим транспортом? (Вариант упражнения «Как сказать по-другому?)
(Д. предлагают несколько вариантов: «машинист», «шофёр», «водитель» и др. – подбор синонимов)
В.: Мы будем правильно называть таких людей — «Водитель». Человек водит транспорт, он управляет им.
А как называют людей, которых перевозит водитель?
(Д. предлагают свои варианты ответов).
В.: Правильно – это «Пассажиры». Поэтому и транспорт, который их перевозит, называют «пассажирским».
Вот сегодня мы с вами и поговорим о городском пассажирском транспорте (В. специально повторяет, выделяя новые слова).
А чтобы вам было интересно, давайте посмотрим фильм-презентацию. Пока я буду готовиться к показу, выбирайте и садитесь, пожалуйста, на приготовленные стульчики.
Динамическая пауза. Игра «Машина» (Игра для развития артикуляционного аппарата).
В.: Представьте себе, что вы сели в городской транспорт и превратились в водителей и пассажиров.
Пусть у каждого из вас будет своя машина, не похожая на других. Поэтому моторы у всех звучат по-разному: «Бу-бу-бу», «Ту-ту-ту», «Ру-ру-ру» и т.д. Можно заводить моторы и отправляться в путь.
(Д. шумно усаживаются на стульчики под присмотром воспитателя и помощника воспитателя. По команде воспитателя начинают производить звуки (работа двигателя машины), сначала тихие, затем более громкие и мощные (изменение интонации и темпа произношения).
Каждый ребёнок произносит доступные ему звуки).
Основная часть
Воспитатель начинает показ презентации.
1-й слайд:
В.: Это большой город, где по улицам перемещается много транспорта. Мы видим с вами широкую улицу, с мощным потоком машин. Они такие разные. Рассмотрим их повнимательнее.
2-й слайд:
В.: Есть вот такие машины. Как они называются?
(Д. отвечают)
В.: Правильно. Эти машины называются «Легковые машины». Для чего они нужны?
(В. выслушивает ответы детей)
В.: Легковые машины нужны для того, чтобы перевозить малое количество людей (4-5 человек) или небольшие грузы. Бывает, что иногда люди используют чужие машины с водителями. Такие услуги по перевозке людей в городе оказывает «Такси».
3-й слайд:
В.: Что это?
Д.: Автобус.
В.: Опишите его. Какой он? (Упражнение «Скажи, какой?») Для чего он нужен?
(Д. проявляют активность, пытаясь рассказать об автобусе как можно больше. Воспитатель выслушивает их. Подсказывает прилагательные – «большой, длинный, тяжёлый, удобный, безопасный» и др., помогает согласовывать их с существительными в роде и падеже.).
4-й слайд:
В.: Назовите, пожалуйста, этот вид пассажирского транспорта.
Д.: Трамвай.
В.: Чем он отличается от автобуса?
(Д. перечисляют различия, сравнивают)
В.: Трамвай передвигается по рельсам. Его колёса отличаются от колёс автобуса. Они металлические и не имеют шин.
На крыше трамвая есть специальные штанги (усики), по которым идёт ток.
Современные трамваи бывают очень длинными и могут перевозить больше людей, чем автобус (100-200 человек – почти всех детей нашего детского сада).
5-й слайд:
В.: Это — …
Д.: Троллейбус
В.: Он похож на — …
Д.: Автобус и трамвай.
В.: А чем они похожи?
(Д. находят общие признаки, сравнивают, описывают)
В.: Вы правильно назвали одинаковые черты автобуса, трамвая и троллейбуса. Умницы! Самое главное, что весь этот транспорт служит для того, чтобы перевозить людей.
Каким ещё транспортом мы с вами пользуемся в городе?
(Д. выдвигают свои версии. В. внимательно слушает и корректирует их высказывания. Затем показывает следующий слайд)
6-й слайд:
В.: Это «Метро». Что вы могли бы сказать о нём?
(Д. используя слова, подсказанные воспитателем: «подземный, длинный, красивый, быстрый, многолюдный, вместительный, многодверный, скоростной, туннель, рельсы, вагон, состав, станция» и др. составляют короткие тексты-описания)
В.: Очень хорошо! Я ещё хотела бы вам напомнить о других видах транспорта, которыми мы не так часто, но всё же пользуемся в городе. Посмотрите внимательно следующий слайд.
7-й слайд:
В.: Кто из вас знает, как называются эти виды транспорта?
(Д. отвечают. В. поправляет, дополняет, задаёт наводящие вопросы. Дети пытаются составлять тексты-описания)
В. резюмирует: На экране мы с вами увидели
- Электропоезд (электричку)
- Маршрутное такси (маршрутка)
- Однорельсовую железную дорогу (монорельс)
- Речной кораблик (речной трамвай)
В. рассказывает детям о каждом из этих видов транспорта. Отвечает на вопросы детей.
В.: Итак, мы сегодня с вами узнали о том, каким транспортом пользуются пассажиры в городе. Надеюсь, что вы хорошо запомнили его названия. Давайте ещё раз вспомним и поиграем. Поднимайте руки, если знаете отгадки на мои загадки:
Гусеница мчится Пассажиров вдаль везёт
Круглые копытца. Растянулась на версту
По степям, лесам ползёт И кричит "Ту — ту, Ту — ту!"
(Электричка)
В городах глубокой ночью
Спят автобус и трамвай.
Если транспорт нужен срочно –
Ты машину вызывай.
Та приедет: "Я свободна!
Довезу куда угодно!"
(Такси)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Был бы рельс да провода –
Нас прокатит без труда.
(Монорельс)
Этот транспорт городской
Знает в городе любой:
Он вагон по рельсам мчит
И колёсами стучит,
А над ним висят всегда
Из металла провода.
(Трамвай)
Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов!
(Троллейбус)
Под землёй состав с народом
Машинист ведёт по рельсам,
Вслед за выходом и входом
Задвигает шумно дверцы.
Быстрый транспорт городской,
Но особенный такой -
Под землёй вагоны катят,
Места всем доехать хватит!
(Метро)
Странный дом мчит по дороге –
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен.
(Автобус)
В.: Вы, ребята, поработали замечательно! Теперь можно отдохнуть и поиграть в игрушки-машины, которые я вам показывала в начале нашего занятия или поиграть в настольные игры «Найди пару» – карточки «Транспорт».
|