Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- Образование существительных, обозначающие названия профессий, видов транспорта;
- Закреплять артикуляционные упражнения;
- Закреплять артикуляцию звука Р и его характеристику;
- Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
- Знать графический образ буквы Р;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать целостное восприятие
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки «Транспорт», картинки игрушек: ведро, коробка, мартышка, паровоз, шарик, жираф, карточки «гаражи», мозаика, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по городу. Но сначала поработаем язычком.
2. Артикуляционная гимнастика.
На улицах города мы встретим много людей. Мы должны им улыбнуться. (Ребенок растягивает губы в улыбке) А теперь нужно с ними поздороваться. Вот так: «Здравствуйте». (Открывает рот, язык спокойно лежит на нижней губе.) Мы шли мимо детской площадке, сели на качели, покачались. (Кладет язык то на верхнюю, то на нижнюю губу.) У нас хорошее настроение, мы купим мороженое. Будем, есть его, и облизывать губы вот так. (Рот открыт, облизывает верхнюю и нижнюю губу.) А теперь покатаемся на лошадке. (Щелкают языком)
3. Основная часть.
Развитие фонематического слуха. Позиция звука в слове.
На чём можно путешествовать по городу? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
Л.: Так на чём мы поедем?
Р.: На автобусе.
Л.: Как называют того, кто управляет автобусом?
Р.: Водитель, шофер.
Л.: В каком из этих слов есть звук [Р]?
Р.: В слове «шофер».
Л.:. Где мы слышим звук [Р]?
Р.: В конце слова.
Л.: Что в руках у шофера?
Р.: Руль.
Л.: Где мы слышим звук [Р] в слове руль?
Р.: В начале слова.
Характеристика звука [Р].
Л.: Произнеси звук [Р]. Какой он?
Р.: Согласный, твердый, звонкий, обозначается на схеме синим цветом, буквой Р.
Л.: Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
4. Автоматизация звука.
1) в слогах
Л.: Поехали. А чтобы ехать было веселее, будем повторять слоги столько раз, сколько машин нам едет навстречу.
2 – дра, дра; 3 – кра, кра, кра; 4 – пра, пра, пра, пра. Молодец!
2) в словах
Л.: Мы подъехали к магазину. В витрине магазина стоят игрушки. Перечисли и назови эти игрушки ласково.
Ведро- ведерко, коробка-коробочка, мартышка- мартышечка, паровоз-паровозик, шар-шарик, жираф-жирафик.
3) в предложениях
Л.: Как называют того, кто продает в магазине игрушки?
Р.: Продавец.
Л.: Послушай, правильно ли продавец говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
- Гараж стоит в грузовике.
- Гора поднимается в машину.
- Дорога едет по грузовику.
5. Динамическая пауза
- Давай отдохнем и поиграем.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – начинается игра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – карту я с собой беру.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – маршрут новый подберу.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – мы подъехали к метро.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – подарили нам шары.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – очень рада детвора.
Молодец!
5. Закрепление обобщающих понятий.
Л.:. А мы продолжаем путешествовать. Выбери, какой транспорт мы можем увидеть на улицах и проспектах города? (Картинки: грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, легковой автомобиль, корабль, паровоз, мотоцикл, велосипед, метро)
Ребенок отвечает полным ответом.
Л.: Если транспорт движется по земле, то это какой транспорт? (Наземный)
6. Слоговая структура слова.
Л.: Мы подъехали к гаражам. Нужно транспорт распределить в гаражи. В первый -поедет транспорт, состоящий из одного слога, во 2й- состоящий из двух слогов, в 3й-из трёх слогов, в 4й – их четырёх слогов. (машина, поезд, автобус, велосипед)
7. Мелкая моторика рук.
Л.: Ты справился с заданием, а теперь давай фишками мозаики выложим букву Р.
8. Итог занятия.
Л.: Нам пора возвращаться домой.
Какие слова со звуком [Р] ты запомнил?
|