Цель: уточнять и расширять представления детей о транспорте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать познавательный интерес воспитанников
- Активизировать знания детей о транспорте, его частях, отличительных способностей
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
- учить дифференцировать транспорт по месту передвижения
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственные понятия
- развивать эмоционально-волевую сферу, умение определять свои эмоции
- развивать мелкую и общую моторику
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- закреплять умение ориентироваться в пространстве
- развивать глазодвигательную функцию и пространственное восприятие
- учить отвечать на вопросы полным развёрнутым ответом
- развивать фонематический слух
- развивать произвольное внимание
- развивать высшие психические функции
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность на занятии
- развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимной поддержки, доброжелательности
- воспитание творческой активности и умения слушать друг друга.
Оборудование:
Для педагога: маска и элемент костюма Совы и Дятла; видео обращение от Белки; аудиозапись со звуками транспорта; световой куб; ёмкость с водой; сигнал зелёного и красного цвета;
Для воспитанников: маски и элементы костюмов диких животных; «волшебное зеркало»; «зеркало – солнышко»; изображения транспорта на листочках (автомобиль без колеса, кабина трактора без двери, лодка без весла, грузовой автомобиль без кузова, бульдозер без ковша); автомобильные рули; комплект для игры «Лодочки»; банкетка; тарелка белыми салфетками; картинки с изображением транспорта; деревянные молоточки; игрушечные автомобили с отсутствием некоторых деталей;
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель-дефектолог встречает детей перед входной дверью в групповое помещение и обращается к детям:
Учитель-дефектолог: доброе утро девочки и мальчики! Я очень хочу с вами поиграть, а у вас есть такое желание? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: тогда скорее называйте предмет мебели и мы сможем пройти дальше.
Дети по очереди называют предмет мебели с целью повторения ранее изученной лексической темы.
- Молодцы! Теперь мы смело можем идти дальше!
Педагог и дети заходят в групповое помещение и видят, что на стульчиках детей лежат маски и элементы костюмов лесных жителей — волк, заяц, лиса, белка, медведь, ёж. В момент появления детей группе включается «волшебная мелодия».
Учитель-дефектолог: дети, как вы думаете, чьи это костюмы? (Ответы детей)
- А для чего на ваших стульчиках лежат эти костюмы? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: дети, а для меня на стуле тоже есть костюм Совы, предлагаю скорее надеть их и превратиться в лесных жителей (в момент переодевания детей громкость мелодии увеличивается).
После того, как дети наденут костюмы, «волшебная мелодия» затихает.
- Аня, в какого лесного жителя ты превратилась? (Педагог побуждает детей отвечать полными ответами)
Ребёнок: я надела костюм и превратилась в белку (аналогичная беседа проводится со всеми воспитанниками).
Игра на приветствие, сплочение и объединение детско-взрослого коллектива «Моя улыбка».
Учитель-дефектолог: дети, а у меня есть волшебное зеркало, которое подарит нам хорошее настроение перед путешествием.
Педагог достаёт зеркало, оформленное в виде солнца, а к середине приклеен зеркальный круг и его края замаскированы так, чтобы было безопасно брать в руки.
- Каждому из нас нужно будет посмотреть в это зеркало, улыбнуться и сказать: «Я тебе желаю хорошего настроения!» Затем зеркало нужно передать соседу слева. Посмотрите, как я заряжусь хорошим настроением (педагог выполняет правила игры и передаёт волшебное зеркало ребёнку слева).
Игра проводится под спокойную мелодию.
Психогимнастика «Волшебное зеркало».
«Волшебное зеркало» изготовлено из стоек (спортивного оборудования) и нарезанных длинных вертикальных полос из фольги, которые прикреплены к верхней горизонтальной спортивной палке.
Учитель-дефектолог: теперь мы все вместе пройдём через «волшебное зеркало», чтобы отправиться в путешествие.
Игра проводится под сказочную мелодию. После того, как педагог и дети прошли «сквозь зеркало», неожиданно раздаётся звук поезда.
Учитель-дефектолог: дети, звук какого транспорта мы слышим? (Ответы детей) скорее садитесь на поезд (педагог и дети выстраиваются друг за другом, и под звук движущегося поезда едут по полянке, произнося соответствующие звуки).
Дети подъезжают к полянке и видят на земле увеличенные по размеру листочки, на которых изображен разный транспорт, но без какой-либо детали. Звук движущегося поезда затихает.
Изображения транспорта на листочках:
- автомобиль без колеса
- кабина трактора без двери
- лодка без весла
- грузовой автомобиль без кузова
- бульдозер без ковша
Учитель-дефектолог: вот на этой полянке мы немного отдохнём.
«Выйдя из поезда», дети обращают внимание на упавшие листочки.
Учитель-дефектолог: дети, назовите, что вы видите на этих листочках (педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом, чётко проговаривая окончания).
- Мальчики, как вы думаете, кто из лесных жителей потерял эти листочки?
Дети рассуждают, отвечая на вопрос. Педагог наводящими вопросами подводит детей к тому, что листочки потерял тот, кто работает в автомастерской.
Видео обращение от мамы одной из воспитанниц.
Сразу после обращения педагога к детям, раздаётся голос — включается видео запись в ноутбуке. Ноутбук замаскирован тканями под небольшой зелёный холм. На видео записи видно, как папа одного из воспитанников в костюме дятла обращается к лесным жителям.
Родитель 1: «Внимание! Внимание! Послушайте объявление: потеряны талоны на ремонт сломанного транспорта. Всем, кто найдёт их, принесите, пожалуйста, их в автомастерскую! Дорогу вы найдёте быстро, если будете следовать моим подсказкам»
- Дети, предлагаю отправиться в автомастерскую и отдать эти листочки, иначе кому-то из лесных жителей не смогут отремонтировать транспорт. Вы согласны? (Ответы детей).
- Но наш поезд уехал, на чём же мы отправимся в путь? (Раздаётся звук движущегося автомобиля). Дети или педагог обращают внимание на лежащие рядом рули от автомобилей.
Подвижная игра «Автомобили в гараже».
Учитель-дефектолог: здесь для каждого из нас есть руль. Возьмите их. Перед тем как отправиться дальше, потренируем своё внимание. Если вы услышите автомобильный сигнал 2 раза, значит, вам нужно будет объединиться и встать в пару. Если услышите сигнал три раза, значит, объединяетесь в тройки.
Подвижная игра проводится 2-3 раза и далее дети едут за педагогом к следующей полянке. Звук движущегося автомобиля затихает.
Учитель-дефектолог: теперь перед нами река, на чём мы можем её переплыть? (Ответы детей)
Игра на развитие мелкой моторики «Лодочки».
Учитель-дефектолог: чтобы нам попасть лодку и переплыть реку, необходимо потренироваться в управлении этим транспортом. А к какому виду транспорта относится лодка? (Лодка относится к водному виду транспорта). Работать будем в паре (дети объединяются в пары).
Для игры заранее приготовлены деревянные палочки, размером примерно 20-25 сантиметров, к центру палочки приклеена атласная ленточка бежевого цвета, к краю которой прикреплена ламинированная картинка с изображением лодки. Дети, стоят друг с другом (один ребёнок держит один край палочки, а другой ребёнок держит палочку с другой стороны, оба ребёнка одновременно накручивают ленту на полку).
Учитель-дефектолог: дети, какого цвета у вас лодки? (Ответы детей)
- Какого размера ваши лодки? (Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка)
- я убедилась, что вы умеете работать в команде, теперь мы можем сесть в большую лодку и переплыть реку.
Педагог и дети присаживаются на банкетку (имитируемую лодку) и, двигая вёслами, вырезанными из картона, переплывают на другой берег. (Широкий кусок ткани голубого цвета лежит на полу, а на нём стоит банкетка).
Учитель-дефектолог: дети, как вы думаете, почему у нас получилось переплыть реку? (Ответы детей)
- Правильно, мы справились с трудностями, потому что были вместе и помогали друг другу. Как вы думаете, в какую сторону нам двигаться дальше, может рядом будут для нас подсказки?
Дети обращают внимание на стоящий неподалёку световой куб, на крышку которого налита вода.
Учитель-дефектолог: а вот и подсказка (педагог берёт стоящую рядом тарелку, на которой лежат салфетки и записка). Послушайте внимательно, что написано на записке: «автомастерская совсем близко, но вам нужно проехать ещё на одном транспорте, а на каком, вы узнаете, проведя опыт.
Опыт «Волшебные салфетки».
Для опыта необходимо приготовить ёмкость с водой и две салфетки белого цвета. На одной салфетке тёмным фломастером нарисован силуэт самолёта, а другой салфеткой белого цвета прикрыть сверху салфетку с рисунком.
Учитель-дефектолог: Петя, возьми, пожалуйста, салфетку и опусти её в воду. Дети, что происходит с салфеткой? (Варианты ответов детей: салфетка намокла, появился рисунок).
- Ситуэт какого транспорта проявился? (Ситуэт самолёта) На каком транспорте мы будем передвигаться сейчас? К какому виду транспорта относится самолёт? (Воздушный вид транспорта).
Чистоговорки о самолёте.
Учитель-дефектолог: чтобы моторы наших самолётов заработали, нам нужно дружно и чётко произнести несколько чистоговорок, готовы?! Важно соблюдать правило «не перебивать друг друга», сначала послушайте, потом повторите.
СА – СА – СА – в небе полоса
СУ – СУ – СУ – кто нарисовал полосу?
СА – СА – СА – белая полоса
СУ – СУ – СУ – самолёт оставил полосу
СА – СА – СА – скоро исчезнет полоса
П/и «Самолёты в небе»
Учитель-дефектолог: передвигаться будем, ориентируясь на сигнал: если я покажу круг зелёного цвета – вы расправляете крылья и летите, а если круг красного цвета – идёте на посадку и останавливаетесь.
Во время игры дети расставляют руки в стороны, передвигаются в групповом помещении или останавливаются.
Учитель-дефектолог: дети, вот мы и прилетели. Мы совсем близко, теперь нужно найти картинки с изображением транспорта. (Дети обращают внимание на картинки с изображением разного вида транспорта, которые располагаются в разных сторонах доски. В это время появляется папа одного из воспитанников, переодетый в костюм дятла).
Родитель 1: здравствуйте, дети!
Учитель-дефектолог: уважаемый дятел, мы нашли Ваши талоны (ребёнок протягивает дятлу талоны).
Родитель 1: спасибо большое! Теперь я узнаю, кому необходимо отремонтировать транспорт. В знак благодарности, я приглашаю вас в мою мастерскую.
Дети и педагоги проходят к доске поближе и помимо картинок с изображением видят большой плакат с изображением действий работников автомастерской.
Гимнастика для глаз «Где мой транспорт?»
Родитель 1: дети, сейчас я буду называть вам транспорт, который уже отремонтировал, а вы будете находить его фотографию на моей стене и смотреть только глазками. Будьте внимательны!
Картинки с изображением транспорта: велосипед, скорая помощь, автобус, трактор, экскаватор.
Родитель 1: молодцы! Я заметил, что глазками вы нашли все фотографии, о которых я говорил.
Дыхательная гимнастика «Инструменты — помощники».
Родитель 1: чтобы отремонтировать сломаный транспорт, необходимоы разные инструменты: молоток, насос, пила и другие. (Родитель демонстрирует ящик с различными игрушечными инструментами).
Учитель-дефектолог: дети, а вы знаете для чего эти инструменты? (Ответы детей)
Родитель 1: например, насос необходим, чтобы накачивать колёса. Давайте попробуем это сделать вместе с вами. Представьте, что вы взяли насос (все участники изображаю действия) и накачиваете колесо: делаем глубокий вдох через нос – выдох через рот и в это время произносим протяжный звук [с]. Часто бывает необходим молоток, представьте, что ваши язычки – это молоточки. Будем твёрдым кончиком языка стучать за верхние зубки и произносить твёрдый звук [д].
Учитель-дефектолог: Уважаемый дятел, а можно и нам попробовать поработать Вашими инструментами?
Упражнение на развитие ритма «Молоточки».
Родитель 1: сначала я посмотрю, умеете ли вы работать все вместе. Проходите к рабочему месту (дети подходят к столу, на котором лежат деревянные молоточки). Я буду отстукивать ритм, вы внимательно слушайте, а потом повторите.
Далее Дятел отстукивает ритмические рисунки, воспитанники слушают, а затем повторяют.
Родитель 1: Витя (обращается к ребёнку), придумай свой ритмический рисунок, а мы попробуем за тобой повторить. Дети, слушайте внимательно! (Дети и педагоги повторяют ритмический рисунок за ребёнком)
Учитель-дефектолог: мне понравилось, что выработали слаженно, каждый из вас старался! Молодцы!
Организация сюжетно-ролевой игры «В техническом центре»
Родитель 1: я увидел, что вы уверенно владеете инструментами, поэтому прошу вас помочь мне в ремонте сломанных автомобилей.
Папа одного из воспитанников предлагает детям ящик с автомобилями, у которых недостаёт некоторых деталей и вместе с учителем-дефектологом помогают детям, направляют, подсказывают, каким образом можно отремонтировать тот или иной автомобиль. Свободная игра проводится под музыкальное сопровождение – детские песни о транспорте.
Родитель 1: дорогие мальчики и девочки! Я благодарю вас за помощь!
Учитель-дефектолог: дети, вам понравилось в мастерской у Дятла? (Ответы детей). Но нам пора возвращаться в детский сад. Дети, когда мы приземлялись, я заметила «волшебное зеркало», нам нужно пройти через него и тогда мы снова попадём в детский сад, иди за мной.
Пока дети проходят через зеркало звучит сказочная мелодия.
Итог.
Учитель-дефектолог: вот мы и вернулись в нашу любимую группу. Снимайте свои костюмы и напомните мне, пожалуйста, на каком транспорте мы передвигались в сказочном лесу? К какому виду транспорта относятся самолёт, автомобиль, лодка? Докажите своё мнение (ответы детей).
- Какие задания вам показались трудными? А в каких играх интересно было принимать участие?
Учитель-дефектолог: предлагаю и в нашей группе организовать автомастерскую, в которой мы будем вместе ухаживать за транспортом.
Далее педагог вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру с целью плавного перехода из коррекционно-развивающего занятия в свободную игровую деятельность.
|