Цели:
- Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения
- формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения; учить последовательно, излагать свои мысли.
- формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава», якорь.
Действия: поливает, убирает, перевозит, поднимает, проводят, колит лед, тушит, ловит рыбу, спасает.
Предварительная работа: Чтение Н. Носова «Приключение Незнайки в цветочном городе». Занятия по теме: познавательное, составление описательного рассказа, сравнительно — описательного рассказа, игра «путешествие на Северный полюс», настольные игры.
Скачать конспект
Материал: Картинки с изображением транспорта специального назначения, сюжетные картинки. Игрушка Незнайка.
Ход занятия:
1. Ребята, к нам пришел гость. Вы догадались кто это? Из какой он сказки? Незнайка: Здравствуйте, ребята! Чем вы будете сегодня заниматься? Воспитатель: Сегодня мы поговорим о транспорте специального назначения, будем учиться составлять загадки.
Незнайка: Что такое транспорт специального назначения? Зачем он нужен? Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Это машины — помощники. Они помогают людям выполнять трудоемкую работу
Воспитатель: У транспорта разное назначение. Есть транспорт, который работает в море. Как он называется? Назовите его.
-Ледокол, спасатель, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер...
Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его.
- Панелевоз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран...
Воспитатель: Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь? Поезд, электричка. Почему?
Если я скажу слово шасси — О каком транспорте я говорю? Почему? Почему машину называют молоковоз, бензовоз.
У какого транспорта есть крылья. Самолет.
Незнайка, ты любишь играть?
2. Игра: «Что, для чего?».
Воспитатель: Каждый транспорт имеет свое назначение.
Расскажите Незнайке, зачем нужна поливальная машина? Поливальная машина нужна для того, чтобы поливать дороги, деревья, газоны... Пожарная машина — пожарная машина тушит пожар.
Рыболовецкое судно — рыболовецкое судно ловит рыбу.
Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.
Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.
Незнайка: Я тоже знаю специальную машину, она тоже помогает людям. Стиральная машина нужна для того, чтобы стирать белье.
Воспитатель: Ребята, прав Незнайка? С чем вы не согласны? Рассуждения детей.
- Это машина? Да.
- У нее есть мотор? Да.
- Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.
- Это транспорт? Нет. Почему? Рассуждения детей.
3. Физкультурная пауза. Изображение транспорта. Самосвал, вертолет, каток, подъемный кран...
4. Сегодня мы будем учиться составлять загадки о транспорте специального назначения и Незнайку научим. Слушай Незнайка внимательно. Воспитатель выставляет на доску картинку (перевернутую изображением вниз). Что это? Какой транспорт у меня на картинке? Рассуждения детей.
Я загадала вам загадку, вы можете ее отгадать? Почему? Дети выдвигают свои версии.
У нас есть карточки помощники (символы). Моделирование.
Правило: Составляя загадку нужно не называя транспорт описать его: Рассказать о способе передвижения, назвать особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта) которая свойственна только ему, рассказать о назначение транспорта. В конце задаем вопрос? Может проходить в форме игры: «Да — нетка». Это наземный транспорт, водный, воздушный транспорт? У этой машины есть кузов, штурвал, бак с водой... Она поливает, спасает, спешит на помощь...
Это... машина?
Трудно было догадаться? Составляют загадку все вместе.
Незнайка: Понял, я все понял. Можно я загадаю загадку? Это ледокол, он колет толстые льды, проводит корабли по северным морям. Что это?
Ребята, правильно Незнайка составил загадку? Где ошибка? Помогите Незнайке исправить ее. Молодцы, спасибо.
З.Физкультминутка.
На улице нашей Машины, машины. Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые,
Фырчат легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые.
4. Посмотрите на картинки и попытайтесь сочинить свою загадку. Поможет вам карта — подсказка (модель).
Составление загадок детьми. 4-5 загадок.
Например:
- Эта машина работает на стройке. У него есть длинная стрела. Он поднимает на этажи, кирпичи, панели. Может разгружать и погружать тяжелые грузы. Что это? Подъемный кран.
- Это наземный транспорт. Этой машине, освобождает дорогу на улице все остальные машины, на кузове изображен красный крест. Машина спешит на помощь больному. Что это? Скорая помощь.
- Эта машина большая, красного цвета. У нее есть раздвижная лестница, бак с водой, длинные шланги. Она тушит пожары. Что это? Пожарная машина.
Незнайка: Можно я загадаю свою загадку?
- Это машина. У нее есть руль, фары, кабина, бак. Что это?
Ребята, мы можем точно определить, какой это транспорт? Почему? Где ошибся Незнайка?
- Простите, я забыл сказать, она перевозит бензин. Что это?
Молодец Незнайка, сам исправил, уточнил.
Итог. Незнайка. Спасибо, ребята, я очень много узнал о транспорте специального назначения. Теперь с уверенностью пойду и поделюсь своими знаниями с малышами и малышками Цветочного города, научу жителей города загадывать загадки. Спасибо! До свидания!
Ребята, чем вы можете гордиться после нашего занятия? Чья загадка понравилась, почему. Рассуждения детей.
|