муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 1 Тракторозаводского района Волгограда»
Составили:
- Пальчиковская И.Д. Воспитатель
- Железнякова И. Г. Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Предварительная работа.
Вести постоянные наблюдения за работой транспорта, беседы о профессиях людей, работающих на транспорте, рассматривать игрушки, модели транспорта, картинки с его изображением.
Играть в игры «Перекресток», «Светофор», экскурсия к светофору.
Скачать конспект
Наблюдения за транспортом на целевых прогулках.
Сюжетные игры «Путешествие», «Мы спасаем рыбаков», «Скорая помощь», «Отправляемся в дальний рейс».
Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о транспорте, видах транспорта, назначении, отличительных особенностях.
- Познакомить с профессиями людей, связанных с работой на транспорте.
- Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице города.
- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Транспорт».
- Развивать навык связного высказывания, употребление в речи сложносочиненных предложений, приставочных глаголов.
- Развивать слуховое внимание, память, мышление, умение обобщать и анализировать.
- Учить узнавать изображение предмета в разных модальностях.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Активный словарь:
- Места пребывания транспорта: аэродром, речной вокзал, гараж.
- Профессии людей, управляющих транспортом и его обслуживающих (машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, космонавт, стюардесса).
- Приставочные глаголы.
- Относительные прилагательные (деревянный, железный, кожаный).
Пассивный словарь: штурман, диспетчер, механик, космодром, депо, ангар.
Материалы: технические звуковые средства, макеты, плакаты, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, пожалуйста. А я предлагаю вам отправиться в путешествие в Цветочный город. А на чем мы отправимся в путешествие, вы догадаетесь сами, если закроете на минуту
глаза и прислушаетесь к звукам вокруг.
2. Постановка учебной задачи.
Какие звуки вы услышали?
Я слышу шум проезжающего мимо меня поезда.
А ты? Ты тоже так думаешь?
На поезде можно путешествовать?
3. Беседа о разнообразных видах транспорта.
А какие средства передвижения вы еще знаете?
Как эти средства передвижения можно назвать одним словом? На какие виды можно разделить транспорт?
4. Дидактическая игра «Разбери картинки по видам транспорта»
- Разделите картинки по видам транспорта и назовите каждый.
- Воздушный: самолет, вертолет, ракета,
- Наземный: легковая машина, автобус, поезд,
- Специальный: ГАИ, пожарная машина, скорая помощь,
- Подземный: метро.
5. Молодцы! Путешествие наше продолжается (слышится звук летящего самолета):
- Я слышу шум летящего самолета. Самолет подлетает к аэродрому, давайте и мы подойдем туда.
Каждый из вас выберет себе понравившийся вид транспорта. Я буду диспетчером: буду управлять вашим полетом с земли. Выбирайте маршрут.
Образец ответа: «Я – летчик. Со взлетной полосы взлетел, между гор пролетел, через море перелетел, дальше полетел».
- Кто управляет самолетом?
- Как по другому можно назвать летчика?
- Кто проверяет правильность курса самолета?
- Кто обеспечивает связь с землей во время полета?
- Кто обслуживает пассажиров, приносит им еду?
- Кто управляет вертолетом?
- Кто управляет ракетой?
- Что за звуки раздаются?
Это звуки парохода.
Выйти в море не хотят,
Может быть, устали плавать
Много-много дней подряд?
6. Дидактическая игра «Почему корабли не выходят в плавание?»
Выйти в море не хотят,
Может быть, устали плавать
Много-много дней подряд?
Вопрос: Ребята, а почему корабли не выходят в плавание?
Образец ответа: «Корабли не выходят в плавание, потому что стоит на ремонте после очередного плавания».
- Ребята, может, вы поможете механикам и расскажите, какие части корабля из чего сделаны?
Образец ответа: «Палуба сделана из дерева, она деревянная».
- Какие транспортные средства относятся к водному транспорту?
- Кто управляет транспортом?
- Кто ему помогает?
- Как называется место, куда приплывают корабли?
7. Физкультминутка.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход
Он назад шагнул сначала
А потом шагнул вперед
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
8. Беседа о назначении наземного транспорта.
(Слышится звук машины).
Дальше в путь вперед
Нас машина зовет!
- К какому виду транспорта относится машина?
- На какие группы можно разделить наземный транспорт?
Пассажирский, Грузовой, Специальный.
Зрительная гимнастика.
Автобус.
На колесах едет дом
(взгляд в близь – вдаль)
Люди могут ехать в нем.
По бокам большие окна,
(глаза смотрят вправо, влево),
Сверху – крыша, чтоб не мокнуть
(глаза смотрят вниз)
У него есть свой маршрут.
(закрывают глаза).
9. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
- Ребята, у вас на столах лежат карточки, рассмотрите их. Назовите, что лишнее и почему.
- Автобус – самосвал – такси – трамвай
- Трамвай – электричка – автобус — троллейбус
- Пожарная машина – скорая помощь – милиция – легковая
машина
- Автобус – троллейбус – трамвай – пожарная машина
- Панелевоз – бетономешалка – молоковоз — легковая машина
- Самосвал – бензовоз – молоковоз – цементовоз
10. Дидактическая игра «Назови одним словом»
- Ребята, назови одним словом машину, которая:
- Возит молоко
- Вывозит мусор
- Размешивает бетон
- Убирает снег
- Сама сваливает груз
- Привозит панели
Пальчиковая гимнастика
Автобус, троллейбус, машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай.
По городу трамваи, троллейбусы идут,
Их по своим маршрутам водители ведут.
11. Дидактическая игра «Составь предложение»
Шофер управляет машиной, а вагоновожатый – трамваем,
Летчик управляет самолетом, а космонавт – ракетой,
Капитан управляет кораблем, а таксист – такси,
Водитель управляет троллейбусом, а вертолетчик — вертолетом,
Мотоциклист управляет мотоциклом, а водитель – автобусом,
Машинист управляет поездом, а шофер – машиной.
12. Инсценировка сценки «Незнайка в Цветочном городе»
На улице нашей машины, машины,
Машинки – малютки, машины большие,
Чтобы тебе помочь путь перейти опасный,
Горят и день, и ночь зеленый, желтый, красный.
Вбегает Незнайка.
- Я лечу как стрела
Появлюсь из-за угла,
Пролечу на красный свет
Там, где перехода нет.
- Если вспыхнул красный свет –
Перехода людям нет,
Пусть троллейбусы проедут
И трамваи пусть пройдут,
И машины легковые
Пусть промчаться, пробегут.
Вот и желтый загорелся –
Требует внимания.
Это ведь для нас с тобою
Легкое задание.
Наконец горит зеленый –
Ну, в дорогу, пешеход
И опять по переходу
Смело двинулся народ.
Пешеход решил дорогу
Безопасно перейти,
В этом вот тебе подмога,
Поспеши ее найти.
Решил дорогу перейти,
А красный свет застал в пути,
Тогда спеши на островок –
Здесь безопасный уголок.
Светофору помогает
Регулировщик – постовой,
Чтобы не было аварий
На проезжей мостовой.
13. Итог занятия.
Незнайка:
- Какие вы молодцы, ребята! Занятие сегодня было очень интересным, а вам оно понравилось?
- Ребята, за то что вы меня научили правилам дорожного движения, я принес вам подарки.
Звучит музыка. Дети с Незнайкой уезжают.
|