Спи, моя хорошая, Баю-баю-бай! Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Будем вновь играть. Ю.Гарей
Давайте вспомним наше детство. Что вспоминается сразу? Конечно, теплые мамины руки и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д., у каждого-свое). И эта игрушка сопровождала нас везде – в детском саду, прогулке, во время сна. Мы доверяли ей свои секреты, делились печеньем и лечили от разных болезней. Современные дети ничем не отличаются, они также носят с собой игрушки, которые участвуют в их повседневной жизни. Так что же значит для ребенка любимая игрушка? Давайте проясним.
Детский возраст уязвим не только для острых психических травм, но и для влияния окружения, в котором находится ребенок. Он не знает, где есть места безопасней и лучше его родительского дома. Но в связи с различными ситуациями, ему, ребенку, необходимо покидать дом и посещать другие места – поликлиника, садик, развивающий центр, например. Покидая безопасное место, чтобы выжить и поддержать себя, ребенок формирует и поддерживает невербальную связь с родителями (чаще с матерью) и «надеется», что эти связи будут поддерживающими. Так появляются куклы, мишки, роботы в руках у малышей.
Гипотеза о промежуточной сфере детского опыта и важности переходных объектов в период инфантильного развития была выдвинута английским психоаналитиком Д. Винникоттом (1896–1971) в статье «Переходные объекты». Согласно этой гипотезе, в промежуточной сфере детского опыта важную роль в развитии младенца приобретает использование им объектов, не являющихся частью его тела, но в то же время, не осознаваемых им до конца в качестве внешней реальности. Речь идет об активном использовании ребенком таких внешних объектов, как, например, часть простыни, пеленки, одеяла, которые он засовывает в рот и которыми по-своему дорожит. К переходным объектам Д. Винникотт отнес также издаваемые ребенком звуки и мелодии, совершаемые им различные действия. Во сне это становится значимым для развития ребенка в возрасте от четырех месяцев до одного года. Во всяком случае, переходные объекты используются младенцем во время отхода ко сну и служат «его защитой от тревог, особенно от тревоги депрессивного типа». Ребенок заявляет свои права на владение переходным объектом. В его жизни появляются такие внешние объекты (вначале не воспринимаемые им в качестве таковых, то есть внешних), как куклы, плюшевые медвежата, различные мягкие и твердые игрушки. Он дает им свои, подчас только ему самому понятные названия, относится к этим объектам с нежностью и любовью, а иногда и с инстинктивной ненавистью. Владение переходным объектом предполагает, по мнению Д. Винникотта, постепенное приобретение ребенком способности «к допущению сходства и различия» и освоение им жизненного опыта как пути «от полной субъективности к объективности».
Наделяя любимую игрушку теплым образом близкого человека и принося ее с собой в детский сад, ребенок снижает тревогу по поводу отделения от родителей. Он нуждается в образе знакомого человека «здесь и сейчас» и игрушка является ресурсом для него в такой ситуации. В течение дня, беря игрушку на все занятия, на прогулку, по мнению взрослых, мешает ему. Но для ребенка, находящегося вдали от значимых взрослых, это тот «образ», который он может носить с собой, т.е. держать образ родителей при себе. Очень важно не отбирать игрушку, а включать ее в игру, в «круг», как равного члена занятий. Тогда ребенок видит, ощущает, что он в безопасности, расслабляется, все реже и реже носит игрушку с собой. И в дальнейшем потребность в ней отпадает сама собой.
Для родителей очень важно быть внимательным к любимым игрушкам ребенка, позволять ему брать ее с собой, относиться к ней, как к значимой фигуре. Важно знать, что переходный объект (любимая игрушка) – это показатель неудовлетворенной потребности ребенка. И если к 7-8 годам такая потребность не исчезает, необходимо обратить на это внимание.
|