Лободенко Наталья Леонидовна. «ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Ю.Гарей

Давайте вспомним наше детство. Что вспоминается сразу? Конечно, теплые мамины руки и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д., у каждого-свое). И эта игрушка сопровождала нас везде – в детском саду, прогулке, во время сна. Мы доверяли ей свои секреты, делились печеньем и лечили от разных болезней. Современные дети ничем не отличаются, они также носят с собой игрушки, которые участвуют в их повседневной жизни. Так что же значит для ребенка любимая игрушка? Давайте проясним.

 

Детский возраст уязвим не только для острых психических травм, но и для влияния окружения, в котором находится ребенок. Он не знает, где есть места безопасней и лучше его родительского дома. Но в связи с различными ситуациями, ему, ребенку, необходимо покидать дом и посещать другие места – поликлиника, садик, развивающий центр, например. Покидая безопасное место, чтобы выжить и поддержать себя, ребенок формирует и поддерживает невербальную связь с родителями (чаще с матерью) и «надеется», что эти связи будут поддерживающими. Так появляются куклы, мишки, роботы в руках у малышей.

Гипотеза о промежуточной сфере детского опыта и важности переходных объектов в период инфантильного развития была выдвинута английским психоаналитиком Д. Винникоттом (1896–1971) в статье «Переходные объекты». Согласно этой гипотезе, в промежуточной сфере детского опыта важную роль в развитии младенца приобретает использование им объектов, не являющихся частью его тела, но в то же время, не осознаваемых им до конца в качестве внешней реальности. Речь идет об активном использовании ребенком таких внешних объектов, как, например, часть простыни, пеленки, одеяла, которые он засовывает в рот и которыми по-своему дорожит. К переходным объектам Д. Винникотт отнес также издаваемые ребенком звуки и мелодии, совершаемые им различные действия. Во сне это становится значимым для развития ребенка в возрасте от четырех месяцев до одного года. Во всяком случае, переходные объекты используются младенцем во время отхода ко сну и служат «его защитой от тревог, особенно от тревоги депрессивного типа». Ребенок заявляет свои права на владение переходным объектом. В его жизни появляются такие внешние объекты (вначале не воспринимаемые им в качестве таковых, то есть внешних), как куклы, плюшевые медвежата, различные мягкие и твердые игрушки. Он дает им свои, подчас только ему самому понятные названия, относится к этим объектам с нежностью и любовью, а иногда и с инстинктивной ненавистью. Владение переходным объектом предполагает, по мнению Д. Винникотта, постепенное приобретение ребенком способности «к допущению сходства и различия» и освоение им жизненного опыта как пути «от полной субъективности к объективности».

Наделяя любимую игрушку теплым образом близкого человека и принося ее с собой в детский сад, ребенок снижает тревогу по поводу отделения от родителей. Он нуждается в образе знакомого человека «здесь и сейчас» и игрушка является ресурсом для него в такой ситуации. В течение дня, беря игрушку на все занятия, на прогулку, по мнению взрослых, мешает ему. Но для ребенка, находящегося вдали от значимых взрослых, это тот «образ», который он может носить с собой, т.е. держать образ родителей при себе. Очень важно не отбирать игрушку, а включать ее в игру, в «круг», как равного члена занятий. Тогда ребенок видит, ощущает, что он в безопасности, расслабляется, все реже и реже носит игрушку с собой. И в дальнейшем потребность в ней отпадает сама собой.

Для родителей очень важно быть внимательным к любимым игрушкам ребенка, позволять ему брать ее с собой, относиться к ней, как к значимой фигуре. Важно знать, что переходный объект (любимая игрушка) – это показатель неудовлетворенной потребности ребенка. И если к 7-8 годам такая потребность не исчезает, необходимо обратить на это внимание.

Просмотров: 610
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Дурнева С.В., Змейко З.Д.. Проект «Игрушка в жизни ребенка»
  • Синявина Людмила Михайловна. Игрушка в жизни ребенка
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Трубникова Инна Михайловна. Авторские сказки Трубниковой Инны Михайловны — «Зачем нужна Осень» и «Почему Ёжик носит иголки с собой»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ПОБЕДА НАД СОБОЙ (Из цикла «Рассказы о детях» автора Татьяны Петуховой)
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка
  • Улыбышева Ольга Дмитриевна. Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Евгения Владимировна Ситилкина. Статья на тему «Как важно заниматься физическим развитием ребенка»
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Наталья Князева. Консультация для родителей 'Любовь к Родине через дымковскую игрушку'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Главный Редактор. Моя любимая игрушка
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Асеева Е.В., Маковецкая М.Н., Посохова М.Н.. Конспект занятия по рисованию в средней группе «Укрась свою любимую игрушку»
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь