Воспитатель ГБДОУ №10 Выборгского р-на Маленок Ольга Владимировна Санкт-Петербург, 2020г.
1 Введение
1. 1 Актуальность и значимость темы
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»
А.С. Выгодский.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Скачать конспект
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего — огромное расстояние».
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
2 Адресат
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) с сохранным интеллектом.
2. 1 Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников
Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.
«Одно из важнейших положений детской психологии – это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.
Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребенка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». (Л. А. Венгер)
Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализа частей.
Ребенок в возрасте 1 – 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.
С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это голова». Так же идет рассматривание картинки в книжке – ширмочке: «Это – мишка – медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»
Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.
Рассматривая с детьми 4 – 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».
У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.
Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).
«Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»
Педагог обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».
Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.
Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.
По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:
- Дети 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);
- Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);
- Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.
В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.
Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.
Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда педагог включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.
2. 2 Краткая характеристика мыслительных операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
Классификация включает два логических действия:
- выделение общего признака – основание классификации;
- деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.
3 Концептуальные компоненты структуры
3. 1 Цели и задачи проводимой работы с детьми
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям:
- анализа – синтеза,
- сравнения,
- использованию частицы отрицания «не»,
- классификации,
- упорядоченности действий,
- ориентировке в пространстве.
- кодирование-декодирование информации.
- абстрагирование.
- трансформации.
2. Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать),
- произвольности внимания,
- познавательных интересов,
- творческого воображения,
3. Воспитание:
- коммуникативных и игровых навыков,
- стремления к преодолению трудностей,
- уверенности в себе,
- желание вовремя придти на помощь сверстникам.
4 Содержательная характеристика программы
4. 1 Этапы работы с блоками Дьенеша
Целесообразно в соответствии со степенью усложнения заданий разделить процесс обучения на три этапа.
I этап. Игры и игровые упражнения, направленные на ознакомление детей с фигурами и их свойствами (форма, размер, толщина, цвет). Закрепление у детей знаний сенсорных эталонов.
Игры и игровые упражнения:
- Чудесный мешочек.
- Сложи картинку по цветному образцу.
- Цепочка.
- Бусы для елки№1.
- Угощение для медвежат.
- Раздели фигуры.
- Домино.
- Придумай загадку про…
- Найди пару.
- Художник.
- Сложи картинку по силуэту.
- Запомни и нарисуй.
- Дорисуй фигуру.
- Чей след. Следопыт.
- Второй ряд.
II этап. Введение карточек символов. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развитие творческих способностей детей, тренировка навыков самоконтроля.
Игры и игровые упражнения:
- Магазин.
- Мнеморина.
- Сложи картинку по схеме и символам.
- Кошки-мышки.
- Логические кубики.
- Сказочники.
- Бусы для елки№2.
- Загадки-отгадки.
- Лепим нелепицы.
- Житейские истории.
- Транспорт к выезду готов.
- Восстанавливаем разрушенный город.
- Угощение для медвежат (вариант №2).
- Кондитерская фабрика.
- Шерлок Холмс ищет преступника.
- Логическое решето.
III Этап. Решение интеллектуальных задач детьми старшего дошкольного возраста с использованием «Логических блоков Дьенеша». Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.
Развитие умения анализировать, систематизировать, кодировать, декодировать, читать схему, умение ориентироваться на плоскости. Развитие творческих способностей и навыков самоконтроля.
Игры и игровые упражнения:
- Лабиринты.
- Дружные блоки.
- Волшебная дверь.
- Я волшебник.
- По моему хотению, по моему велению.
- Волшебное зеркало.
- Выкладывание дорожек.
- Фокусы.
- Разведчики.
- Остров сокровищ.
- Коллективные постройки по схемам.
- Подарки деда Мороза.
- Логический поезд.
- Волшебные цветы.
- Мозаика цифр.
- Найди ошибки.
- Угадай логическую закономерность.
- Я волшебник.
- Дорисуй картинку.
4. 2 Учебно-тематическое планирование
Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста элементов логического мышления, планируется в виде проведения групповых занятий один раз в неделю. Всего за учебный год проведено 26 занятий. В сентябре и мае запланирована индивидуальная работа с каждым ребенком (диагностика). На каждый этап работы планируется по 8 занятий, на третий этап отводится 10 занятий, в связи с тем, что он самый сложный. Работа по нему будет продолжаться и в подготовительной группе.
|