Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

А.А. Сибирякова Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольном образовании является подготовка детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Исследования логического мышления у детей показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления [3].

 

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщение знаний об общих и существенных признаков логики. Поэтому развитие логического мышления детей происходит в дошкольном возрасте, так как в это время у ребенка развиваются психические и интеллектуальные процессы. Это свидетельствует о том, что дошкольный возраст становится периодом развития ребенка в ходе разных видов деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, у него формируются простейшие трудовые действия и происходит заклад общего фундамента [1]. Ведь для успешного освоения школьных программ ребенку необходимо не только много знать, но и уметь нестандартно мыслить и решать интеллектуальные задачи. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для её реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развивается логическое мышление.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно и нужно использовать дидактические игры, которые помогут ребенку «действовать в уме». Следовательно, умения и навыки, приобретённые с помощью игр будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.

Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста может использоваться лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме [4]. Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности ребенка, помогает детям лучше понять и запомнить информацию, позволяет расширять и закреплять знания по определенной теме.

Нами был разработан лэпбук «Я-мыслитель», включающий различные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Данный лэпбук изготавливался совместно с родителями, и содержит такие дидактические игры как: «Найди тень», «Закончи ряд», «Мемо-парочки» и игра с кругами Эйлера. Данные игры развивают у детей такие операции мышления как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение.

Игра «Найди тень» содержит карточки, на которых изображены тени разных предметов (поезд, клоун, улитка и т.д.). Например, на одной карточке изображен цветной клоун и три черные тени, детям необходимо найти правильную тень клоуна. В эту игру могут играть 2-3 ребенка, она способствует развитию памяти, умения сравнивать и выделять характерные признаки предмета.

Другая игра, входящая в лэпбук «Закончи ряд», где ребенку необходимо закончить ряд по предложенному образцу. На карточке изображена прямая линия и геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) ребенок, опираясь на предложенный образец, может выкладывать ряд из геометрических фигур. Игра усложняется тем, что изменяется линия дорожки с одновременным использованием фигур, отличающихся по разным признакам (цвет, форма, величина). Данная игра способствует закреплению знаний о геометрических фигурах и их признаков, развивает логическое мышление и внимательность [2].

Игра «Мемо-парочки» — это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Эта игра известна под названием «мемори». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Детям предлагаются карточки лицевой стороной, чтобы они могли запомнить их расположение, затем все карточки переворачиваются и им необходимо по памяти найти каждую пару, например: ребенок переворачивает карточку с изображением звёздочки, и ему нужно вспомнить, где лежит идентичное изображение. Играют обычно 2 — 6 участников, в зависимости от количества карточек. Игра "Мемо-парочки" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Еще одна игра, входящая в лэпбук, это игра с кругами Эйлера. Детям предлагается карточка с двумя кругами, в которых указано слово, характеризующее предмет, а на пересечении этих кругов стоит знак вопроса. Детям необходимо из представленных изображений определить, какой предмет подходит к указанным характеристикам. Например, первый круг содержит слово холодный, а второй круг – сладкий, ребенку нужно определить какое из изображений — кекс, мороженое, конфета, подходит под описание. Выбрав правильное изображение (мороженое), прикладывает его на пересечение этих кругов. Игра продолжается до тех пор, пока дети не распределят все предметы согласно указанным характеристикам.

Таким образом, лэпбук привлекает внимание детей своим оформлением, содержанием дидактических игр, способствующих развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Он может использоваться воспитателем в совместной образовательной в ходе режимных моментов, в организованной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми. Размещаться лэпбук может в центре занимательной математики, в доступном для детей месте, чтобы они могли самостоятельно им пользоваться и играть в дидактические игры.

Список литературы

  • Венгер, Л. В. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. В. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 7. – С. 15-18.
  • Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. – Москва: Просвещение, 1990. – 160 с.
  • Подьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Подьяков. — Москва: Педагогика, 1977. – 262 с.
  • Что такое ЛЭПБУК? [Электронный ресурс]
Просмотров: 913
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Ярмухаметова Алена Сергеевна. Дидактическая игра как средство развития мышления
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь