Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 89 «Бригантина» Красносельского района города Санкт – Петербурга
Хочу поделиться с коллегами своим опытом создания и использования в работе с детьми авторских развивающих игр и пособий на развитие логического мышления с использованием знаков — символов.
Данные игры используются в образовательной области — "Познавательное развитие" при формировании элементарных математических представлений у детей.
Скачать конспект
Игры способствуют развитию у детей логического мышления, а именно:
- умения выделять характерные признаки геометрических фигур, предметов, объектов (цвет, форма, величина, количество)
- умения обобщать и находить общий признак обобщения (все круглые, все большие, все красные и т.д.)
- умения кодировать и раскодировать информацию о фигурах с помощью знаков — символов
- умения действовать согласно заданному с помощью символов условию
Ниже перечисленные игры и пособия можно использовать как самостоятельные развивающие игры, так и в качестве раздаточного материала при выполнении дидактических упражнений на занятиях по формированию элементарных математических упражнений.
Развивающая игра — " Геометрическое домино"
Цель игры:
- закрепление знаний о свойствах геометрических фигур;
- развитие логического мышления — умения выделять характерный признак фигуры согласно знаку — символу
Как сделать игру?
Игра представляет из себя набор карточек из белого картона, разделенных на две части. На одной стороне карточки наклеивается цветное изображение геометрических фигур разных по цвету форме, величине, а с другой стороны наклеивается изображение знака — символа.
Наклеивая фигуры, следует выполнять два условия:
- на карточках обязательно должны быть фигуры одного цвета, одной формы, но разные по величине
(Например: большой синий треугольник — маленький синий треугольник);
- на карточках обязательно должны быть фигуры, которые отвечают условиям, заданным с помощью символов
Варианты развития игры — постепенное введение знаков — символов:
- использование в игре карточек с одним знаком – символом (цвет или форма, или величина)
- использование в игре карточек с двумя знаками (цвет и форма, или цвет и величина, или форма и величина)
- использование в игре всех карточек
Основное игровое действие:
- игра проводится по принципу игры в " домино"
- ребенок может играть один, и тогда он выстраивает логические цепочки самостоятельно
Развивающая игра — пособие " Подснежники"
Цель игры:
- закрепление навыков количественного счета, соотнесения цифры и количества
- закрепление умения ориентироваться на плоскости
- развитие логического мышления — умения действовать согласно заданному с помощью символов условию
Как сделать игру?
Игра состоит из " полянок" и плоскостных изображений цветов -
" подснежников" и карточек с заданием;
" Полянки" — могут быть произвольной формы и размера, изготовленные из упаковочного картона, обтянутого упаковочной зеленой пленкой. Края
" полянки" оформлены самоклеющейся пленкой или скотчем. Можно сделать проще — вырезать из цветного картона, но служить такая " полянка" будет меньше.
«Полянки»
«Подснежники» — плоскостные изображения цветов разной формы, цвета и величины. Сделать их можно из картона, покрыть соответствующей краской,
для прочности покрыть бесцветным лаком.
«Подснежники»
Карточки с заданиями — на них с помощью знаков — символов наносится задание — условие расположения " подснежников " на" полянке".
Карточки с заданием
Как пользоваться игрой — пособием?
Ребенок получает " полянку", набор " подснежников" и карточку с заданием.
Задача ребенка расположить " подснежники" на " полянке" согласно заданному условию на карточке. Он должен расшифровать запись и выбрать нужное количество " подснежников" определенного цвета, формы и величины, а затем расположить их на " полянке" по контуру заданной в условии геометрической фигуры.
Варианты изменения условий задания:
- изменение условий пространственной ориентации
- изменение количественных характеристик
- изменение свойств " подснежников" по цвету, форме, величине
Варианты использования пособия:
- как самостоятельную развивающую игру
- как дидактическое упражнение на занятии (можно в упрощенной форме — без " полянок" и задание записывается на доске)
Развивающая игра " Цветочная поляна"
Цель игры: развитие логического мышления -
- умения выделять характерные признаки геометрических фигур (цвет, форму, величину)
- умения расшифровывать информацию, закодированную с помощью знаков — символов
- закрепление навыков количественного счета
Как сделать игру?
Игра состоит из " лепестков" и " серединок" цветка. " Лепестки" — плоскостные фигуры разные по цвету, форме, величине. " Серединки" — круги белого цвета с закодированным с помощью символов условием сбора цветка.
" Лепестки" можно изготовить из двустороннего цветного картона или из цветной клеенки, дерматина, можно оклеить картон цветной пленкой, можно картон заламинировать, и тогда игра прослужит долго.
«Лепестки»
«Серединки»
Основное игровое действие: Дети получают " Серединки" с заданием и набор лепестков. Выкладывают цветок согласно заданию.
Как использовать игру?
- как самостоятельную развивающую игру
- как дидактическое упражнение на занятиях по ФЭМП
Игру можно использовать в любой возрастной группе, усложняя задание на серединке цветка.
Развивающая игра " Стадион"
Цель игры:
- закрепление навыков количественного счета и умения ориентироваться в пространстве
- развитие логического мышления — умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий
- закреплять умение действовать по символу — " отрицание"
Материалы для игры:
- игровое поле, набор геометрических фигур (разных по цвету, форме, величине), — — карточки с знаками — символами
Как сделать игровое поле?
Изготовить игровое поле не трудно. Для этого нужно взять большой лист картона и наклеить на него, расчерченный на клеточки лист белой бумаги. Края оформить самоклеющейся пленкой или скотчем. Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами разного цвета.
Ход игры:
Ведущий предлагает построить " спортсменов" (геометрические фигуры) на старте — на синие цифры. Выбор фигур дети производят сами, главное, они должны быть разными и по цвету, и по форме, и по величине. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию. Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно.
Например: Все фигуры делают один шаг вперед. Дети передвигают фигуры на игровом поле. Далее — все фигуры делают два шага, но нельзя красным.
Дети передвигают все не красные фигуры на две клеточки вверх. Красные фигуры выбывают из борьбы (остаются на тех же клеточках). Дальнейшие действия аналогичны (согласно заданию). По окончании игры дети подсчитывают — сколько " спортсменов" добралось до финиша (красные цифры).
Как использовать игру?
- как дидактическое упражнение на занятии
- как самостоятельную развивающую игру
- как инструмент для диагностики знаний детей
Игра позволяет фронтально выявить навыки счета, знание признаков геометрических фигур, навыков логических операций (при условии, что данное игровое поле есть у каждого ребенка)
Фронтальное использование пособия:
Варианты дополнительного использования игрового поля:
- игровое поле можно использовать для закрепления навыков пространственной ориентации
- для закрепления навыков ориентировки в тетради в клетку
- для закрепления навыков работы по схеме
|