Автор: Татьяна Геннадьевна Загинайко, воспитатель г.Ейск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска муниципального образования Ейский район
Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6 — 7 лет). Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных связей и установленных отношений. Основными мыслительными операциями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация и умозаключение.
Работая в группе для детей с ОНР, следует отметить, что наряду с тяжелыми нарушениями речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, у детей отмечается отставание в развитии логического мышления, которое проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешность учебной деятельности и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности, следовательно, развитие логического мышления у дошкольников с ОНР является актуальным направлением работы. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умение рассуждать, делать умозаключения, в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Овладению мыслительными операциями и действиями в дошкольном возрасте способствуют логические блоки, разработанные венгерским математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша развивают умственные способности, основой которых является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Замещение — это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Наглядное моделирование способствует усвоению специфических предметных действий, создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, обобщение, что в свою очередь способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
В ходе работы с логическими блоками выяснила, что они помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Первоначально в работе с логическими блоками использовала плоскостные фигуры, различающиеся по трем параметрам (цвету, форме, размеру). Объёмные логические фигуры состоят из 48 блоков, разных по форме, цвету, размеру, толщине.
Работу с логическими блоками продолжила с оперирования одним свойством блока — формой. Дети самостоятельно играли с блоками, сооружали различные постройки, использовали их как деньги в сюжетной игре. Они освоили круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем я добавила в играх цвет, размер и толщину.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (форму, цвет, размер, толщину) сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладели умением анализировать, сравнивать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине) несколько позже — по трём (цвету – форме — размеру, форме — размеру-толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда варьировала правила выполнения задания, с учетом возможностей детей и уровнем их подготовленности.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, ввела специальный код, графически изображающий данные свойства. Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, ввела код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник).
В зависимости от возраста детей и их возможностей использовала не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце – полный комплект фигур. А это очень важно. Ведь, чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а, значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Работу по развитию логического мышления у детей посредством блоков Дьенеша осуществляла во всех видах образовательной деятельности, на прогулке, при проведении экскурсий, бесед, наблюдений, опытов, экспериментов, игр, в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями.
В результате дети научились не только вычленять, называть, сравнивать и группировать предметы, по разным признакам, т.е. оперировать полученными знаниями, но и использовать их при решении новых проблем. Это стало возможным благодаря тому, что, решая дидактические задачи, дети перешли от наглядного, к более абстрактному мышлению, что развило их познавательную активность и дифференцировало мыслительные операции. Отмеченные успехи в развитии детей подтвердили правильность выбора обучающих игр.
|