МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатель: Трушлякова Елена Александровна (первая квалификационная категория)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я представляю статью по теме «Развитие воображения и про-странственного мышления при использовании логических блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)»
В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные от-крытия, — знающие, активные и образованные люди ценятся как истинное богатство, так как они компетентно ориентируются во все возрастающем объеме знаний. Поэтому развитие познавательного интереса младших дошкольников — одна из актуальных проблем нашего времени.
Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, ко-торые обеспечивают развитие мышления детей. Среди них эффективным пособием являются логиче-ские блоки Дьенеша, которые помогают детям в игровой форме освоить различные пространственные понятия, а также развить важные психические процессы, в том числе и воображение.
Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно нахо-дить нужное решение, подходить к решению задач нестандартно, с воображением.
Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 блоков (фигур, различающихся по 4 свойствам):
- Форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
- Цвету – красный, желтый, синий
- Размеру – большой, маленький
- Объему – толстый, тонкий.
Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно использовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их индивидуального развития.
Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая написана на основе комплексной программы «Детство». И мы в соответствии с учебно-методическим комплектом ООП, используем в работе пособие З.А. Михайловой «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», 2016 года издания, где описана педагогическая поддержка ребёнка с 3 до 7 лет (по каждой возрастной группе) в логико-математическом развитии. Так же предоставлено поквартальное распределение содержания работы с детьми с использованием блоков Дьенеша.
И пособия Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», 2017 года издания, где раз-работаны для детей младших и средних групп по 24 образовательных ситуации в год (т. е. по 2 в месяц), мы их используем на занятиях по ФЭМП. В каждой образовательной ситуации дается по 4 задания, объединённых одним сюжетом. Кроме того, в пособии предоставлены схемы-таблицы к каждому заня-тию. В них даются задания на обследование свойств, преобразования и создания новых форм, деление на группы, предлагаются в сюжетной форме элементарные логические цепочки, деревья и классифика-ции.
Использование игр и заданий с логическими блоками Дьенеша, в соответствии с нашей ООП, нахо-дит отражение во всех направлениях сенсорного развития в раннем возрасте и формирования эле-ментарных математических представлений в дошкольном возрасте (названия разделов соответству-ют ООП):
- Изучая Свойства в раннем и младшем дошкольном возрасте, мы используем наглядность блоков Дьенеша, как эталонов цвета, формы, величины и объема. Дети классифицируют предметы по свойст-вам, находят фигуры по описанию.
- При определении Последовательности действий с помощью блоков (например, посмотри на картинку, блок какой формы надо положить первым, а какой за ним?) у детей формируется элементар-ное умение читать схемы, алгоритмы и модели, которые широко используются в старшем дошкольном возрасте.
- Изучая Отношения, мы предлагаем детям наложить или приложить заданные блоки, формиру-ем элементарные пространственные отношения (например, в младшей группе через ориентирование на листе бумаги: сверху красный круг, снизу желтый треугольник); используем блоки, как предметы-заместители.
- Разбивая блоки на группы (например, выбери все красные кирпичики, не зависимо от толщины), у детей формируется сложное понятие изменения и неизменности числа и величины (например, в средней группе, показ высота стенки гаража не изменится, если 2 тонких кирпичика заменить 1 толстым, но при неизменной высоте, можно изменить ее толщину, если 2 толстых кирпичика, заменить на 2 тонких) – это способствует развитию пространственного мышления. Используя блоки, дети преобразовывают фигуры и постройки, тем самым развивая нестандартное мышление и воображение.
Для развития пространственного мышления и воображения младших дошкольников мы используем систему игр и упражнений с блоками Дьенеша.
В раннем возрасте прежде чем приступить к развивающим играм и упражнениям, необходимо пре-доставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, наиграться с ни-ми.
На пред этапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
- На 1 этапе мы предлагаем детям игры и упражнения на зрительное восприятие, освоение слов «такой же», например, через игры: «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же» и т.п. Мы начинаем со знакомства с цветом и формой.
- На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством ( «Выбери все красные блоки», «Найди квадрат»)
- …а затем в младшей и средней группе с двумя и более свойствами ( «Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники» — уже 3 свойства).
- На четвертом этапе мы предлагаем детям новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. У детей развиваются умения моделировать и замещать свойства, умение кодировать и декодировать ин-формацию, соотносить карточку и блоком.
- На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют все свойства фигур по слову, без опо-ры на наглядность, удерживают их в памяти.
Кроме того, логические блоки Дьенеша используются во всех видах детской деятельности. Блоки используются:
- как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек и пр.);
- в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные или сотовый телефон);
- очень широко используется в деятельности детей модели логического построения действий (например, алгоритмы последовательности одевания; моделирование в конструировании)
РППС
В центре «Занимательной математики» в нашей группе я постаралась предоставить детям разнооб-разные игры на развитие пространственного мышления и проявления творчества в них. Это игры и по-собия, которые охватывают различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах и множествах.
Наряду с покупными играми, у нас многое изготовлено своими руками.
Мной сделаны игры и пособия на развитие логико-математического мышления: дидактическая игра «Назови, на что похоже?», «Продолжи цепочку», «Отыщи нужный блок».
В центре также представлены творческие игры математического содержания: "Составь узор", "Собе-ри бусы", "Под какой фигурой спряталось" и другие.
Для игр с блоками Дьенеша я сделала карточки разных вариантов игр с усложнениями; кодовые кар-точки; различные схемы, алгоритмы. Также уголок наполнен разнообразным раздаточным материалом, сделанным своими руками.
В течение года по мере освоения, я заменяю одни игры другими, расширяю их ассортимент, вносят-ся изменения. Пространство, где находится познавательный центр, мобильно. Дети размещаются за сто-лами, берут необходимый материал из центра и располагаются в любом удобном пространстве группы.
Взаимодействие с родителями
Развитие пространственного мышления у детей более успешно происходит при взаимодействии с родителями.
Мы знакомим родителей с разными видами занимательных игр и упражнений на развитие мышле-ния, в том числе с блоками Дьенеша, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой ру-ководства детской игровой деятельностью. Планируем провести развлечение математического содер-жания с использованием блоков Дьенеша.
Таким образом, работа по развитию воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша, имеет положительный результат.
Я планирую продолжать работу в этом направлении, обогащать игровым материалом группу, делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с семьями воспитанников.
Список используемой мной литературы.
- Дьенеш З.П. Теория шести стадий обучения с целыми числами (The theory of the six stages of learn-ing with integers. (Published in “Mathematics in Schools”, 2000)
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб.: «Детство-Пресс», 2016 г.
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2016 г.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
- Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
- Михайлова З.А. Образовательная область "Познавательное развитие" Методический комплект про-граммы "Детство" (с 3 до 7 лет). ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
- Финкельштейн Б.Б., Лелявина Н.О., Давайте вместе поиграем. Методический материал по исполь-зованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб.: Корвет, 2017.
- Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики. — СПб.: Корвет, 2018.
- Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2. — СПб.: Корвет, 2018.
- Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких (2 – 3 года). — СПб.: Корвет, 2017
- Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2 – 4 года). — СПб.: Корвет, 2017.
|