Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)

Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)

МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатель: Трушлякова Елена Александровна (первая квалификационная категория)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я представляю статью по теме «Развитие воображения и про-странственного мышления при использовании логических блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)»

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные от-крытия, — знающие, активные и образованные люди ценятся как истинное богатство, так как они компетентно ориентируются во все возрастающем объеме знаний. Поэтому развитие познавательного интереса младших дошкольников — одна из актуальных проблем нашего времени.

 

Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, ко-торые обеспечивают развитие мышления детей. Среди них эффективным пособием являются логиче-ские блоки Дьенеша, которые помогают детям в игровой форме освоить различные пространственные понятия, а также развить важные психические процессы, в том числе и воображение.

Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно нахо-дить нужное решение, подходить к решению задач нестандартно, с воображением.

Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 блоков (фигур, различающихся по 4 свойствам):

  • Форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
  • Цвету – красный, желтый, синий
  • Размеру – большой, маленький
  • Объему – толстый, тонкий.

Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно использовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их индивидуального развития.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая написана на основе комплексной программы «Детство». И мы в соответствии с учебно-методическим комплектом ООП, используем в работе пособие З.А. Михайловой «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», 2016 года издания, где описана педагогическая поддержка ребёнка с 3 до 7 лет (по каждой возрастной группе) в логико-математическом развитии. Так же предоставлено поквартальное распределение содержания работы с детьми с использованием блоков Дьенеша.

И пособия Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», 2017 года издания, где раз-работаны для детей младших и средних групп по 24 образовательных ситуации в год (т. е. по 2 в месяц), мы их используем на занятиях по ФЭМП. В каждой образовательной ситуации дается по 4 задания, объединённых одним сюжетом. Кроме того, в пособии предоставлены схемы-таблицы к каждому заня-тию. В них даются задания на обследование свойств, преобразования и создания новых форм, деление на группы, предлагаются в сюжетной форме элементарные логические цепочки, деревья и классифика-ции.

Использование игр и заданий с логическими блоками Дьенеша, в соответствии с нашей ООП, нахо-дит отражение во всех направлениях сенсорного развития в раннем возрасте и формирования эле-ментарных математических представлений в дошкольном возрасте (названия разделов соответству-ют ООП):

  • Изучая Свойства в раннем и младшем дошкольном возрасте, мы используем наглядность блоков Дьенеша, как эталонов цвета, формы, величины и объема. Дети классифицируют предметы по свойст-вам, находят фигуры по описанию.
  • При определении Последовательности действий с помощью блоков (например, посмотри на картинку, блок какой формы надо положить первым, а какой за ним?) у детей формируется элементар-ное умение читать схемы, алгоритмы и модели, которые широко используются в старшем дошкольном возрасте.
  • Изучая Отношения, мы предлагаем детям наложить или приложить заданные блоки, формиру-ем элементарные пространственные отношения (например, в младшей группе через ориентирование на листе бумаги: сверху красный круг, снизу желтый треугольник); используем блоки, как предметы-заместители.
  • Разбивая блоки на группы (например, выбери все красные кирпичики, не зависимо от толщины), у детей формируется сложное понятие изменения и неизменности числа и величины (например, в средней группе, показ высота стенки гаража не изменится, если 2 тонких кирпичика заменить 1 толстым, но при неизменной высоте, можно изменить ее толщину, если 2 толстых кирпичика, заменить на 2 тонких) – это способствует развитию пространственного мышления. Используя блоки, дети преобразовывают фигуры и постройки, тем самым развивая нестандартное мышление и воображение.

Для развития пространственного мышления и воображения младших дошкольников мы используем систему игр и упражнений с блоками Дьенеша.

В раннем возрасте прежде чем приступить к развивающим играм и упражнениям, необходимо пре-доставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, наиграться с ни-ми.

На пред этапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

  1. На 1 этапе мы предлагаем детям игры и упражнения на зрительное восприятие, освоение слов «такой же», например, через игры: «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же» и т.п. Мы начинаем со знакомства с цветом и формой.
  2. На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством ( «Выбери все красные блоки», «Найди квадрат»)
  3. …а затем в младшей и средней группе с двумя и более свойствами ( «Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники» — уже 3 свойства).
  4. На четвертом этапе мы предлагаем детям новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. У детей развиваются умения моделировать и замещать свойства, умение кодировать и декодировать ин-формацию, соотносить карточку и блоком.
  5. На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют все свойства фигур по слову, без опо-ры на наглядность, удерживают их в памяти.

Кроме того, логические блоки Дьенеша используются во всех видах детской деятельности. Блоки используются:

  • как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек и пр.);
  • в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные или сотовый телефон);
  • очень широко используется в деятельности детей модели логического построения действий (например, алгоритмы последовательности одевания; моделирование в конструировании)

РППС

В центре «Занимательной математики» в нашей группе я постаралась предоставить детям разнооб-разные игры на развитие пространственного мышления и проявления творчества в них. Это игры и по-собия, которые охватывают различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах и множествах.

Наряду с покупными играми, у нас многое изготовлено своими руками.

Мной сделаны игры и пособия на развитие логико-математического мышления: дидактическая игра «Назови, на что похоже?», «Продолжи цепочку», «Отыщи нужный блок».

В центре также представлены творческие игры математического содержания: "Составь узор", "Собе-ри бусы", "Под какой фигурой спряталось" и другие.

Для игр с блоками Дьенеша я сделала карточки разных вариантов игр с усложнениями; кодовые кар-точки; различные схемы, алгоритмы. Также уголок наполнен разнообразным раздаточным материалом, сделанным своими руками.

В течение года по мере освоения, я заменяю одни игры другими, расширяю их ассортимент, вносят-ся изменения. Пространство, где находится познавательный центр, мобильно. Дети размещаются за сто-лами, берут необходимый материал из центра и располагаются в любом удобном пространстве группы.

Взаимодействие с родителями

Развитие пространственного мышления у детей более успешно происходит при взаимодействии с родителями.

Мы знакомим родителей с разными видами занимательных игр и упражнений на развитие мышле-ния, в том числе с блоками Дьенеша, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой ру-ководства детской игровой деятельностью. Планируем провести развлечение математического содер-жания с использованием блоков Дьенеша.

Таким образом, работа по развитию воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша, имеет положительный результат.

Я планирую продолжать работу в этом направлении, обогащать игровым материалом группу, делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с семьями воспитанников.

Список используемой мной литературы.

  1. Дьенеш З.П. Теория шести стадий обучения с целыми числами (The theory of the six stages of learn-ing with integers. (Published in “Mathematics in Schools”, 2000)
  2. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб.: «Детство-Пресс», 2016 г.
  3. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2016 г.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  5. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  6. Михайлова З.А. Образовательная область "Познавательное развитие" Методический комплект про-граммы "Детство" (с 3 до 7 лет). ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  7. Финкельштейн Б.Б., Лелявина Н.О., Давайте вместе поиграем. Методический материал по исполь-зованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб.: Корвет, 2017.
  8. Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики. — СПб.: Корвет, 2018.
  9. Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2. — СПб.: Корвет, 2018.
  10. Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких (2 – 3 года). — СПб.: Корвет, 2017
  11. Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2 – 4 года). — СПб.: Корвет, 2017.
Просмотров: 602
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наботова Марина Ивановна. Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Ксения Воронина. Консультация для родителей 'Игры и упражнения с Блоками Дьенеша'
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Медведева Наталья Александровна. ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Дзецина Анастасия Сергеевна. Презентация «ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Прокофьева Людмила Михайловна. Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша и малыши»
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Лашина Галина Алексеевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием логических блоков Дьенеша «Волшебное путешествие в страну Логики»
  • Тимофеева Екатерина Сергеевна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Радюкова Елена Васильевна. 6-7 занятия по математике с блоками Дьенеша
  • Лашкевич Евгения Геннадьевна. Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе
  • Созонтова Алевтина Витальевна. Перспективный план работы с блоками Дьенеша
  • Ломагина Кристина Николаевна. «Волшебные истории с блоками Дьенеша»
  • Колоколова Олеся Ивановна. Использование логических блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реабилитационного центра «Сосновая горка»
  • Лыкина Наталья Валентиновна. Конспект НОД для детей второй младшей группы «Подарки для Лунтика» (использование блоков Дьенеша в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста)
  • Сорокина Светлана Владимировна. Открытый показ для родителей ООД по математическому и сенсорному развитию с использованием блоков Дьенеша во 2 младшей группе. Тема: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и Медведь»)
  • Первышова Анна Ивановна. НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша Тема: «На ёлочном базаре»
  • Шатохина Людмила. КОНСУЛЬТАЦИЯ — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Радюкова Елена Васильевна. Продолжение: Занятия по математике сблоками Дьенеша в средней группе. 4 занятие: «Квадрат»
  • Алексеева Наталия Виталиевна. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь