Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша

Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Красносельский детский сад» Карманова Е.Н. с.Красное 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлено многофункциональное дидактическое пособие «Умное дерево», которое можно использовать в работе с блоками Дьенеша, как на НОД, так и в индивидуальной работе с детьми.

Благодаря налаженному производству и доступности дидактического материала педагоги и родители всё больше и больше внедряют различные методики в воспитании и развитии подрастающего поколения. Очень популярна методика математической логической игры Золтана Дьенеша, или просто, блоки Дьенеша, предназначенная для развития свободного мышления у дошкольников и младших школьников. Эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий, который успешно практикуется педагогами для решения задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического применения данной методики в работе с дошкольниками.

 

Скачать конспект

Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить различные математические понятия, формировать и развивать интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Методика разработана для детей от двух до восьми лет, учитываются интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические занятия воспринимаются с восторгом и заинтересованностью. Педагогам перед началом работы необходимо изучить теоретический материал метода, а также разобраться с наполняемостью дидактического пособия. Способность малыша быстро и увлеченно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Интеллектуальное путешествие будет более интересным и продуктивным для детей, если, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться. Если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим, то занятия будут более эффективными в плане обучения. Прежде чем приступить к упражнениям с данным дидактическим материалом, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они поиграют с ними, а вы понаблюдайте, как малыши используют блоки в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного исследования материала можно перейти к играм и упражнениям. Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится 1 раз в неделю во второй половине дня небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений. Детей привлекает данный логический материал, так как он обеспечивает выполнение разнообразных предметных действий. В процессе разбиения, выкладывания по определённым правилам, перестроения дети овладевают различными мыслительными навыками, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». При работе с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С применением данной методики у малышей тренируется внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Изучив методическую литературу и различные варианты работы с данным пособием начала применять методику на практике. Родители так же принимают активное участие в развитии своих детей с помощью блоков. На тематическом родительском собрании рассказала присутствующим о важности применения данной методики в развитии у детей элементарных математических представлений, учились применять её в работе с детьми. Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.

Впоследствии родители изготовили дидактическое пособие «Умное дерево», которое мы используем в играх с блоками Дьенеша, либо как сезонное дерево в пространственной предметно развивающей среде нашей группы.

Цель работы с данным дидактическим пособием: формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.

Провела педагогическую диагностику воспитанников группы. Автором педагогической диагностики является З. А. Михайлова «Диагностика освоенности математических представлений».

Диагностику проводила в начале учебного года. Была обследована вся группа.

Поставила перед собой задачи: Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию в процессе игр с блоками Дьенеша. Развивать память, внимание, воображение. Развивать активность и самостоятельность, поощрять проявление элементов творчества. Воспитывать интерес к играм с блоками.

Педагогический процесс по формированию умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша у воспитанников 4-го года жизни осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

В работе с воспитанниками использовала разнообразные методы и приёмы:

  1. Словесные: объяснение, пояснение, художественное слово, вопрос, поощрение.
  2. Наглядные: кодовые карточки, карточки-схемы, рисунок, алгоритм, демонстрация способов действия, игровые персонажи, игр. игровые пособия.
  3. Практические: обследование, наложение, упражнения.
  4. Игровые: игровые проблемные ситуации, игры-путешествия.

В своей работе использовала принципы работы с занимательным математическим материалом: от простого к сложному; доступность игр возрастным, индивидуальным особенностям ребенка; введение проблемных игровых ситуаций; системность игр и занятий (НОД).

Использование логических блоков в других видах деятельности (продуктивной, музыкальной, двигательной) способствовало успешному освоению математических представлений, развитию умения решать интеллектуальные задачи, активности и самостоятельности, поддержанию интереса к играм с блоками.

В конце года была проведена педагогическая диагностика воспитанников. Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша, что даёт наглядное подтверждение необходимости их использования в образовательном процессе. Результаты работы: Воспитанники сравнивают, классифицируют, обобщают информацию в процессе игр с блоками. У детей развиты память, внимание, воображение. Воспитанники проявляют активность и самостоятельность, элементы творчества. У воспитанников сформирован интерес к играм с блоками Дьенеша.

Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.

Список использованной литературы

  • Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997.
  • Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  • Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн. 2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  • Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.
Просмотров: 848
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дзецина Анастасия Сергеевна. Презентация «ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Наботова Марина Ивановна. Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.
  • Тимофеева Екатерина Сергеевна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ксения Воронина. Консультация для родителей 'Игры и упражнения с Блоками Дьенеша'
  • Медведева Наталья Александровна. ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Созонтова Алевтина Витальевна. Перспективный план работы с блоками Дьенеша
  • Радюкова Елена Васильевна. 6-7 занятия по математике с блоками Дьенеша
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Ломагина Кристина Николаевна. «Волшебные истории с блоками Дьенеша»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Лыкина Наталья Валентиновна. Конспект НОД для детей второй младшей группы «Подарки для Лунтика» (использование блоков Дьенеша в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста)
  • Алексеева Наталия Виталиевна. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Шатохина Людмила. КОНСУЛЬТАЦИЯ — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с «Волшебным планшетом»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Колоколова Олеся Ивановна. Использование логических блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реабилитационного центра «Сосновая горка»
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Лашина Галина Алексеевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием логических блоков Дьенеша «Волшебное путешествие в страну Логики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь