Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Красносельский детский сад» Карманова Е.Н. с.Красное 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлено многофункциональное дидактическое пособие «Умное дерево», которое можно использовать в работе с блоками Дьенеша, как на НОД, так и в индивидуальной работе с детьми.
Благодаря налаженному производству и доступности дидактического материала педагоги и родители всё больше и больше внедряют различные методики в воспитании и развитии подрастающего поколения. Очень популярна методика математической логической игры Золтана Дьенеша, или просто, блоки Дьенеша, предназначенная для развития свободного мышления у дошкольников и младших школьников. Эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий, который успешно практикуется педагогами для решения задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического применения данной методики в работе с дошкольниками.
Скачать конспект
Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить различные математические понятия, формировать и развивать интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.
Методика разработана для детей от двух до восьми лет, учитываются интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические занятия воспринимаются с восторгом и заинтересованностью. Педагогам перед началом работы необходимо изучить теоретический материал метода, а также разобраться с наполняемостью дидактического пособия. Способность малыша быстро и увлеченно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.
Интеллектуальное путешествие будет более интересным и продуктивным для детей, если, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться. Если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим, то занятия будут более эффективными в плане обучения. Прежде чем приступить к упражнениям с данным дидактическим материалом, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они поиграют с ними, а вы понаблюдайте, как малыши используют блоки в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного исследования материала можно перейти к играм и упражнениям. Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится 1 раз в неделю во второй половине дня небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений. Детей привлекает данный логический материал, так как он обеспечивает выполнение разнообразных предметных действий. В процессе разбиения, выкладывания по определённым правилам, перестроения дети овладевают различными мыслительными навыками, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». При работе с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С применением данной методики у малышей тренируется внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.
Изучив методическую литературу и различные варианты работы с данным пособием начала применять методику на практике. Родители так же принимают активное участие в развитии своих детей с помощью блоков. На тематическом родительском собрании рассказала присутствующим о важности применения данной методики в развитии у детей элементарных математических представлений, учились применять её в работе с детьми. Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.
Впоследствии родители изготовили дидактическое пособие «Умное дерево», которое мы используем в играх с блоками Дьенеша, либо как сезонное дерево в пространственной предметно развивающей среде нашей группы.
Цель работы с данным дидактическим пособием: формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.
Провела педагогическую диагностику воспитанников группы. Автором педагогической диагностики является З. А. Михайлова «Диагностика освоенности математических представлений».
Диагностику проводила в начале учебного года. Была обследована вся группа.
Поставила перед собой задачи: Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию в процессе игр с блоками Дьенеша. Развивать память, внимание, воображение. Развивать активность и самостоятельность, поощрять проявление элементов творчества. Воспитывать интерес к играм с блоками.
Педагогический процесс по формированию умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша у воспитанников 4-го года жизни осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
В работе с воспитанниками использовала разнообразные методы и приёмы:
- Словесные: объяснение, пояснение, художественное слово, вопрос, поощрение.
- Наглядные: кодовые карточки, карточки-схемы, рисунок, алгоритм, демонстрация способов действия, игровые персонажи, игр. игровые пособия.
- Практические: обследование, наложение, упражнения.
- Игровые: игровые проблемные ситуации, игры-путешествия.
В своей работе использовала принципы работы с занимательным математическим материалом: от простого к сложному; доступность игр возрастным, индивидуальным особенностям ребенка; введение проблемных игровых ситуаций; системность игр и занятий (НОД).
Использование логических блоков в других видах деятельности (продуктивной, музыкальной, двигательной) способствовало успешному освоению математических представлений, развитию умения решать интеллектуальные задачи, активности и самостоятельности, поддержанию интереса к играм с блоками.
В конце года была проведена педагогическая диагностика воспитанников. Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша, что даёт наглядное подтверждение необходимости их использования в образовательном процессе. Результаты работы: Воспитанники сравнивают, классифицируют, обобщают информацию в процессе игр с блоками. У детей развиты память, внимание, воображение. Воспитанники проявляют активность и самостоятельность, элементы творчества. У воспитанников сформирован интерес к играм с блоками Дьенеша.
Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.
Список использованной литературы
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн. 2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.
|