Пояснительная записка
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Образовательная программа дополнительного образования младших дошкольников «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г. Петерсон, Е.е Кочемасова.А.В.Белошистая,З. А. Михайлова, И. Н Чеплашкина.Т. Г. Харько, В. П.
Скачать конспект
При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста. Основные положения программы ФГОС ДОО, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.
Форма реализации программы — «кружок» детское объединение на базе ДОУ
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию
воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника в системе дополнительного образования, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально- технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и воспитанников.
Актуальность программы состоит в том, что дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.
У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения,
многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.
Задача педагога — в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.
Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес младшего дошкольника.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса с самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры — вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:
- как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлимая часть образовательной системы)
- как интегрированная программа (взаимосвязана с другими образовательными областями (художественно — эстетическая, физическая, речевая, социально-коммуникативная)
- как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, (где каждая тема обучения усложняется в зависимости от индивидуальных особенностей индивида, задача каждого занятия решается разными способами с помощью игр развивающего блока ( «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизеля»)
- в каждом занятии используются: схема, либо план-схема, что усложняет занятие
и обучает началам моделирования
Целью педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),
Основные задачи:
- развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация)
- развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
- овладение математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления)
- развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной речью
- развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач
- развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки
Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника
включает:
- осведомленность о целях, задачах и содержании логико – математического развития ребят
- знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности
- умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности
- понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- содействие в сотрудничестве детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка
- сотрудничество с семьей.
Условия реализации программы «Совенок»
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Период реализации программы: октябрь — июнь
(каникулярный период – период государственных новогодних каникул)
Программа «Совенок» предназначена:
- для воспитанников 2 младшей группы ДОО
(младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет)
- оптимальное количество кружковцев: 10 -15 воспитанников
- распределение нагрузки:
-1 занятие в неделю/2 половина дня (вторник/четверг – чередуются)
(работа парами, тройками, звеньями, индивидуально с каждым).
-4 занятия в месяц
-32 занятия в год
- длительность одного занятия: 15 минут (1 академический час)
- расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.
Форма детской деятельности:
- логико – математическая сюжетная игра
- игровые ситуации
- игровые тренинги
- развлечения с использованием занимательных математических игр (задач) с преобразованиями, видоизменением фигур, геометрических тел,
- практическое занятие
- игры — проекты
Арсенал методических средств
Методами успешной реализации программы являются:
- игровой (путешествия, тренинги, ролевая игра)
- наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
- словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)
- практический (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи)
- экспериментальный.
- наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование)
- исследования
- обучение успехом (поощрения, открытое занятие для родителей)
- убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности)
Методическое условие реализации программы предполагает наличие
методик:
- Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка» часть 1,
- А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
- З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников».
Дидактическое:
- В.П. Новикова. Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- Т.Шапошникова. Цвета и формы
- Л.А. Ефросинина. Циферка.
Рабочие тетради для индивидуальной работы с воспитанниками:
- Блоки Дьенеша» (для самых маленьких)
- Чудо – кубики «Сложи узор»
- А.В. Белошистая. «Математика до школы»
Рабочие тетради для выполнения заданий дама (с родителями):
- Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Игралочка. Часть 1.
- А.В. Белошистая. Что такое математика.
Материально – техническое:
Магнитная доска, тетради, карандаши,
СD-R, ПК.
Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем, карточек.
Материалы.
- магнитная геометрия
- блоки Дьенеша
- счетный материал
- счетные палочки;
- палочки Кюизенера
- кубики «Сложи узор»
- обучающие карточки на магнитах:
«Учим цвета», «Ягоды. Фрукты. Овощи. Грибы»
Особенности методики обучения.
Занятия кружковой работы носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний. Во время занятий широко применяются разнообразные игровые методы, направленные на развитие логического мышления, повторение, уточнение и расширение математических знаний, умений и навыков у детей.
Структура занятия
Разминка
Основное содержание – изучение нового материала
Физминутка
Закрепление, повторение материала
Развивающие игры на развитие логического мышления.
Разминка в виде загадки, стиха, задачи – шутки, считалки, знакомства со сказочным персонажем …позволяет активизировать внимание детей, поднять
их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.
Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.
Развивающая игра, работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, кубиками «Сложи узор», палочками Кюизенера…, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.
Мониторинг личностных проявлений младшего дошкольника в логико – математической деятельности.
- На основе наблюдений педагог заполняет нормативную карту развития 3 раза год (в октябре, в январе, в мае) на основе наблюдений, разработанную Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова
- На основе наблюдений заполняется диагностическая карта оценки уровня проявлений в логика – математической деятельности, 2 раза в год (в октябре, в мае).
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, анкетирование родителей.
Составляется индивидуальная карта развития воспитанника.
Отслеживается результат каждого воспитанника с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр.
Целевые ориентиры:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними: стремится проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Совенок»
проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых занятий. анкетирования родителей, ролевых игр и заключительного праздника
Календарно – тематическое планирование.
№
занятия Раздел, тема занятия Кол -
во
зан.
1
Знакомство с понятиями «один», «много» 1
2-5 Сравнение совокупностей по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4
6-7 Представления о числе 1. Образование числа 2.
Знакомство с цифрами 1 и 2. 2
8 Пространственные отношения: длиннее, короче… 1
9-10 Представления о круге и шаре, их распознавание… 2
11 Пространственные отношения: шире, уже… 1
12-13 Образование числа 3. Счет до 3-х. Знакомство с цифрой 3. Представление о треугольниках, их распознавании 2
14 Пространственные отношения: на, над, под… 1
15 Пространственные отношения: вше, ниже… 1
16 Пространственные отношения: раньше, позже… 1
17 Образование числа 4,счет до 4-х. Знакомство с цифрой 4 1
18 — 19 Представления о квадрате и кубе, их распознавание 2
20 Пространственные отношения: вверху, внизу… 1
21 Пространственные отношения: слева, справа, посередине… 1
22 Образование числа 5, счет до 5, знакомство с цифрой 5 1
23 Пространственные отношения: внутри, снаружи 1
24 Пространственные отношения: впереди, сзади 1
25 Представление о паре предметов 1
26-27 Представления об овале и прямоугольнике, их распознавание 2
28-29 Порядковый счет (в пределах 5) 2
30 — 32 Упражнения по выбору ребят 3
ИТОГО: 32 часа
Планируемые результаты.
Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При зтом у воспитанников формируются основные умения:
- Считать до 5 (прямой и обратный счет).
- Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх
(плоскостные и объемные фигуры).
- Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.
- Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам.
- Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления
… и формируются следующие умения:
Уровень А (планируемый минимум образования)
- — Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке.
- Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую стороны.
Уровень Б (желаемый уровень)
- Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
- Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
- Умение соотносить запись чисел 1 — 5 с количеством и порядком предметов.
- Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над — под, вверху — внизу, снаружи — внутри, за — перед.
- Умение узнавать и называть: квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
|