Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -

Пояснительная записка

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Образовательная программа дополнительного образования младших дошкольников «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г. Петерсон, Е.е Кочемасова.А.В.Белошистая,З. А. Михайлова, И. Н Чеплашкина.Т. Г. Харько, В. П.

Скачать конспект

При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста. Основные положения программы ФГОС ДОО, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.

Форма реализации программы — «кружок» детское объединение на базе ДОУ

Программа носит вариативный характер.

Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию

воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника в системе дополнительного образования, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.

Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально- технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и воспитанников.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.

У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения,

многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.

Задача педагога — в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.

Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес младшего дошкольника.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса с самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры — вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:

  • как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлимая часть образовательной системы)
  • как интегрированная программа (взаимосвязана с другими образовательными областями (художественно — эстетическая, физическая, речевая, социально-коммуникативная)
  • как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, (где каждая тема обучения усложняется в зависимости от индивидуальных особенностей индивида, задача каждого занятия решается разными способами с помощью игр развивающего блока ( «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизеля»)
  • в каждом занятии используются: схема, либо план-схема, что усложняет занятие

и обучает началам моделирования

Целью педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),

Основные задачи:

  • развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
  • освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация)
  • развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
  • овладение математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления)
  • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной речью
  • развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач
  • развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки

Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника

включает:

  • осведомленность о целях, задачах и содержании логико – математического развития ребят
  • знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности
  • умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности
  • понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • содействие в сотрудничестве детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка
  • сотрудничество с семьей.

Условия реализации программы «Совенок»

Данная программа рассчитана на один учебный год.

Период реализации программы: октябрь — июнь

(каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

Программа «Совенок» предназначена:

  • для воспитанников 2 младшей группы ДОО

(младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет)

  • оптимальное количество кружковцев: 10 -15 воспитанников
  • распределение нагрузки:

-1 занятие в неделю/2 половина дня (вторник/четверг – чередуются)

(работа парами, тройками, звеньями, индивидуально с каждым).

-4 занятия в месяц

-32 занятия в год

  • длительность одного занятия: 15 минут (1 академический час)
  • расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.

Форма детской деятельности:

  • логико – математическая сюжетная игра
  • игровые ситуации
  • игровые тренинги
  • развлечения с использованием занимательных математических игр (задач) с преобразованиями, видоизменением фигур, геометрических тел,
  • практическое занятие
  • игры — проекты

Арсенал методических средств

Методами успешной реализации программы являются:

  • игровой (путешествия, тренинги, ролевая игра)
  • наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
  • словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)
  • практический (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи)
  • экспериментальный.
  • наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование)
  • исследования
  • обучение успехом (поощрения, открытое занятие для родителей)
  • убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности)

Методическое условие реализации программы предполагает наличие

методик:

  • Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка» часть 1,
  • А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
  • З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников».

Дидактическое:

  • В.П. Новикова. Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  • Т.Шапошникова. Цвета и формы
  • Л.А. Ефросинина. Циферка.

Рабочие тетради для индивидуальной работы с воспитанниками:

  • Блоки Дьенеша» (для самых маленьких)
  • Чудо – кубики «Сложи узор»
  • А.В. Белошистая. «Математика до школы»

Рабочие тетради для выполнения заданий дама (с родителями):

  • Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Игралочка. Часть 1.
  • А.В. Белошистая. Что такое математика.

Материально – техническое:

Магнитная доска, тетради, карандаши,

СD-R, ПК.

Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем, карточек.

Материалы.

  • магнитная геометрия
  • блоки Дьенеша
  • счетный материал
  • счетные палочки;
  • палочки Кюизенера
  • кубики «Сложи узор»
  • обучающие карточки на магнитах:

«Учим цвета», «Ягоды. Фрукты. Овощи. Грибы»

Особенности методики обучения.

Занятия кружковой работы носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний. Во время занятий широко применяются разнообразные игровые методы, направленные на развитие логического мышления, повторение, уточнение и расширение математических знаний, умений и навыков у детей.

Структура занятия

Разминка

Основное содержание – изучение нового материала

Физминутка

Закрепление, повторение материала

Развивающие игры на развитие логического мышления.

Разминка в виде загадки, стиха, задачи – шутки, считалки, знакомства со сказочным персонажем …позволяет активизировать внимание детей, поднять

их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.

Развивающая игра, работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, кубиками «Сложи узор», палочками Кюизенера…, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

Мониторинг личностных проявлений младшего дошкольника в логико – математической деятельности.

  1. На основе наблюдений педагог заполняет нормативную карту развития 3 раза год (в октябре, в январе, в мае) на основе наблюдений, разработанную Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова
  2. На основе наблюдений заполняется диагностическая карта оценки уровня проявлений в логика – математической деятельности, 2 раза в год (в октябре, в мае).

В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, анкетирование родителей.

Составляется индивидуальная карта развития воспитанника.

Отслеживается результат каждого воспитанника с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр.

Целевые ориентиры:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними: стремится проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Совенок»

проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых занятий. анкетирования родителей, ролевых игр и заключительного праздника

Календарно – тематическое планирование.

занятия Раздел, тема занятия Кол -

во

зан.

1

Знакомство с понятиями «один», «много» 1

2-5 Сравнение совокупностей по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4

6-7 Представления о числе 1. Образование числа 2.

Знакомство с цифрами 1 и 2. 2

8 Пространственные отношения: длиннее, короче… 1

9-10 Представления о круге и шаре, их распознавание… 2

11 Пространственные отношения: шире, уже… 1

12-13 Образование числа 3. Счет до 3-х. Знакомство с цифрой 3. Представление о треугольниках, их распознавании 2

14 Пространственные отношения: на, над, под… 1

15 Пространственные отношения: вше, ниже… 1

16 Пространственные отношения: раньше, позже… 1

17 Образование числа 4,счет до 4-х. Знакомство с цифрой 4 1

18 — 19 Представления о квадрате и кубе, их распознавание 2

20 Пространственные отношения: вверху, внизу… 1

21 Пространственные отношения: слева, справа, посередине… 1

22 Образование числа 5, счет до 5, знакомство с цифрой 5 1

23 Пространственные отношения: внутри, снаружи 1

24 Пространственные отношения: впереди, сзади 1

25 Представление о паре предметов 1

26-27 Представления об овале и прямоугольнике, их распознавание 2

28-29 Порядковый счет (в пределах 5) 2

30 — 32 Упражнения по выбору ребят 3

ИТОГО: 32 часа

Планируемые результаты.

Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При зтом у воспитанников формируются основные умения:

- Считать до 5 (прямой и обратный счет).

- Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх

(плоскостные и объемные фигуры).

- Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.

- Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам.

- Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления

… и формируются следующие умения:

Уровень А (планируемый минимум образования)

  • — Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке.
  • Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  • Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
  • Умение различать правую и левую стороны.

Уровень Б (желаемый уровень)

  • Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
  • Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
  • Умение соотносить запись чисел 1 — 5 с количеством и порядком предметов.
  • Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над — под, вверху — внизу, снаружи — внутри, за — перед.
  • Умение узнавать и называть: квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Просмотров: 849
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Голубева Валентина Петровна. Конспект НОД с детьми младшей группы на развитие «Пространственные отношения»
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Мизерева Ирина Васильевна. Педагогическая статья: Развитие математических способностей дошкольников в процессе реализации развивающих игр и пособий В.В. Воскобовича.
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Исакина Елена. Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочек
  • Орлова Татьяна Владимировна. Конспект занятия по развитию логико-математической способности у детей старшей группы «Путешествие с друзьями»
  • Евтушенко Татьяна Валерьевна. Конспект занятия: Игры логико-математического содержания в развитии элементарных математических представлений. Конспект занятия «Поход к лисе»
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Стрекалова Виктория Викторовна Нуруева Юлиана Николаевна. Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Эльвира Вячеславовна Гришаева. Семинар-практикум для воспитателй 'Значение логико - математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста'
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь