- Стрекалова Виктория Викторовна
- Нуруева Юлиана Николаевна
Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №112» г. Сыктывкара, Республики Коми
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги (А. С. Макаренко).
На протяжении последних лет во многих семьях утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно — нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям.
Для воспитания духовно- нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и дошкольном учреждении, и в семье.
Ребенок-семья – дошкольное учреждение.
Каким образом можно решить проблему в воспитании у дошкольников духовно – нравственных качеств и привлечь современных родителей?
Прежде всего, нужна целенаправленная работа, позволяющая решать следующие задачи:
- объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у
взрослых и детей единой системы ценностей;
- повышать педагогическую культуру родителей.
- Осуществлять руководство взаимодействия взрослых и детей;
Поставленные задачи позволили нам выстроить систему работы построенной и направленной на принятие семьи как первого и главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.
Свою работу мы начали с простого: на первом родительском собрании подробно поговорили о необходимости воспитания у детей духовно – нравственных начал, и предложили вести эту работу сообща. Родители с удовольствием приняли наше предложение, решив, что это необходимо для всестороннего развития их детей. С целью просвещения родителей нами создан информационный стенд. Основные разделы: тема месяца, слово к родителям, рекомендуем прочитать с детьми дома, обсудить с ребенком, рекомендация семейного просмотра фильма/ мультфильма.
Дополнительно размещаем информацию в закрытой группе в Контакте: задания, худ. литературу, музыкальные произведения, пословицы, поговорки, стихи рекомендованной программой и подобранной нами в соответствии с темой месяца. Это позволяет дать объемную информацию для родителей об анализе выполненных заданий, о выборе материала для образовательной деятельности.
Что способствует присоединению родителей к процессу осмысления духовно — нравственных эталонов.
Для глубокого осмысления родителями важности духовно нравственного начала воспитания маленького ребенка мы используем разные формы и методы работы. По программе «Социокультурные истоки» предлагается организовывать такие активные формы с семьей: «Семейное чтение» (работа по книгам)
Оно заключается в том, чтобы через серии книг присоединить родителей к образовательному процессу. Они читают и выполняют задания по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама или папа сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая выполняет важнейшую воспитательную и образовательную функцию.
Особое значение отводится проведению совместных занятий с родителями, направленные на осмысление систему ценностей, которые представлены в серии книг для работы с детьми.
Параллельно идет подготовка и в семье, и в детском саду к итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца.
Активное итоговое занятие является эффективной формой работы с родителями, так как способствует осмыслению духовно-нравственного контекста категорий, позволяет пополнить имеющийся семейный опыт и познакомится с положительным опытом других.
Интересной формой работы для нас стал «Ресурсный круг», когда дети и родители, сидя (стоя) в круге лицом друг к другу, высказывают свое мнение, позицию по обсуждаемой теме.
Для успешного взаимодействия ребенка с родителем проводятся практические задания В паре, в четвёрке, в микрогруппах.
Для расширения знания родителей о «важности значения традиций и культуры Русского народа», для пополнения социокультурной среды оформлен центр духовно-нравственного воспитания. Традиционно проходят выставки мини-музеев в соответствии с темой месяца: Народная игрушка, (История Коми быта), мама рукодельница, Папа умелец, Бабушкины блины, Дедушкины сказки.
В старшей группе организовали семейный клуб «В гостях у тётушки Серафимы»
Сплочению, единению детей и родителей способствуют конкурсы, выставки (семейных реликвий, конкурсы семейного творчества и.т. д.).
Практического освоения родителями основ духовно-нравственного воспитания, для реализации творческих способностей помогают:
- Мастер-классы Сказочный лес, Добрые дела…
- Мастерская добрых дел ( «Вырасти цветок», «Почини игрушку», «Создай игру», «Папа и его команда», помощь в оформлении площадки)
Особую значимость в решении поставленных задач, являются семейные проекты, которые ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», и строятся на соучастии в совместной деятельности.
- Широкая масленица
- Добрая забота (изготовление родителями кормушек и скворечников, установка на территории ДОУ и добрая забота о братьях наших меньших)
- «Добрый мир руками детей»
- День защитника отечества
Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно сложилась эффективная система взаимодействия ДОУ с семьей, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду.
Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива у родителей повысился интерес к вопросам духовно – нравственного воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляется единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей и духовно нравственной насыщенности. Установились доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, развиты навыки сотрудничества родителей с ребенком. Использование разнообразных форм работы помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.
Список литературы:
- Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. -320с
- Истоковедение. Том 5. Издание 5-е дополненное. — М.: Издательский дом «Истоки», 2014. -224с
|