Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Бирюкова О.И., ПДО, руководитель ИЗО высшей категории МБДОУ д с №14, г. Белгород Белгородская область.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

 

Скачать конспект

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальным. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Детство-это время, когда возможно подлинное искреннее погружение детей в истоки национальной культуры. В сознании ребенка формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, в том числе к другим людям и самому себе, и на этой основе выстраивается образно-смысловая картина мира, которая служит уникальным средством интеграции растущего человека в общечеловеческую культуру.

Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в народных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу, поднимают настроение.

По инициативе родителей для детей младшего дошкольного возраста был проведен христианский праздник Рождество Христово, которое позволило сформировать мотивацию у детей к ознакомлению традиций этого праздника: дети погрузились в обычай рядиться в честь праздника, топать и плясать вокруг елки, а затем получать угощения.

Одним из наиболее доступных восприятию дошкольника видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство, воплощающее духовные ценности в художественной форме. Это искусство вносит в жизнь человека представление о доброте, красоте, гармонии.

План-конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Рождественские украшения на елку».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание рождественских открыток, иллюстраций, игрушек.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к христианскому празднику Рождество Христово
  • Учить детей раскатывать пластилин в тонкий жгут, располагать на картоне
  • Развивать творческие способности

-Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничных елочных украшений.

Материалы и оборудование: рождественская елочка, рождественские открытки, силуэты елочных украшений, вырезанных из картона, разноцветный пластилин, дощечки для пластилина, влажные салфетки.

Ход занятия:

Занятие проводится в группе Мини-музей «Светелка-рукодельница, где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы стоит рождественская елочка. Девочки и мальчики ряжены в русские народные костюмы. Здесь для детей зажигается звезда.

- Ребята, посмотрите, в небе сияет звезда. Она возместила миру о рождении младенца Христа.

Чтение стихотворения А.Фет.

Ночь тиха. Под твери зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи-

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран;

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.

Согласно легенде, младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные: вол и осёл, — которые согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела.

Зажглась звезда… Христос родился и мир любовью озарился! Пусть счастье входит в каждый дом! С прекрасным светлым Рождеством!

На Руси существовал обычай рядиться в честь праздника, поэтому вы сегодня такие ряженые. А сейчас пошли топать да плясать вокруг елки (после хоровода дети получают вкусные угощения).

Приметой Рождества стала елка. Украшают елку разноцветными блестящими игрушками и сладостями. У нас на елке игрушки висят, а вот сладостей нет. Давайте их вместе изготовим.

Дети садятся за круглый стол. У каждого ребенка заготовка из картона — силуэт вкусного угощения. Я показываю детям способ украшения этой заготовки разноцветным пластилином — лепка тонкого жгута.

-Ребята, посмотрите, какие красивые получились у вас украшения на елку! Повесим их на елочку.

Список литературы:

  1. Рождественская звезда. Праздник к нам приходит. Т.А. Стадольникова- М.: РИПОЛ классик, 2014
  2. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. № 1155).

Фото

Просмотров: 638
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • М.Т. Саликова. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Ахмедова Елена Юрьевна. Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям
  • Шумкова Елена Игоревна. Статья «Приобщение детей ясельного возраста к традициям народной культуры»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Грязнова Наталья Викторовна. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Дюба Марина Владимировна. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Бондаренко Антонина Васильевна. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народного быта». Опыт работы.
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Ибятуллова Ольга Александровна, Родионова Ирина Викторовна. Проект по художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста «Я садовником родился»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Гайдак Наталья Викторовна. Презентация 'Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры'.
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь