Автор:
Данилова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №39 «Ромашка» г.Видное Московской области
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками — это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.
Огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры.
Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно — прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства
- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства
- создание предметно — развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности
- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства
- учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цель моей работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Я перед собой ставлю следующие задачи:
- Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
- Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
- Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р. М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи.
Метод вызывания адекватных эмоций
Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше.
Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.
Тактильно-чувственный метод
Этот метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками.
Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно — прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов»
Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.
Метод музыкального сопровождения
Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсий по Москве краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Литература
- Богатеева З. А «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М., Просвещение, 1986.
- Пантелеева Л. В «Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ», М., Просвещение, 1987.
- Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. «Декоративное искусство – детям», М., Просвещение, 1976.
- Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2006.
- Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи», М., Просвещение, 1992.
|