Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление педагога «оживить, вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Для детей дошкольного возраста мы отдаем предпочтение сказке, игре, игровым приемам.
В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.
Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов.
Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.
Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.
Приобщение к народному искусству можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г.Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство).
Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает гармонизацию двух компонентов:
- изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» и «историко-эволюционный»;
- целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.
В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования чувашей, татар и марийцев.
Этнические особенности росписи татарской матрешки можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.
Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы: верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.
Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.
Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:
– создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;
– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;
– помнить, что формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если удалось вызвать у детей чувство творческого сопереживания увиденному.
Список литературы:
- Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. богатырев. – М.: Искусство, 2001. – 256 с.
- Василенко, В. М. Русское прикладное искусство / В.М. Василенко. – М.: Искусство, 2007. – 45 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. – 201 с.
|