Литёнкина Ольга. Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).

Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).

Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление педагога «оживить, вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Для детей дошкольного возраста мы отдаем предпочтение сказке, игре, игровым приемам.

В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов.

 

Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.

Приобщение к народному искусству можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г.Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство).

Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает гармонизацию двух компонентов:

  1. изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» и «историко-эволюционный»;
  2. целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.

В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования чувашей, татар и марийцев.

Этнические особенности росписи татарской матрешки можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.

Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы: верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.

Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.

Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:

– создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;

– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;

– помнить, что формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если удалось вызвать у детей чувство творческого сопереживания увиденному.

Список литературы:

  1. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. богатырев. – М.: Искусство, 2001. – 256 с.
  2. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство / В.М. Василенко. – М.: Искусство, 2007. – 45 с.
  3. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. – 201 с.
Просмотров: 491
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Карпова Мария Васильевна. Гжель: урок народного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Шевченко Елена Викторовна. Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию с опорой на даты народного календаря «ХОРОВОД КРАСОК»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Павлова Надежда Александровна. Сценарий праздника ко Дню народного единства для детей подготовительной группы
  • Бондаренко Антонина Васильевна. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народного быта». Опыт работы.
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Дербенева Наталья Валериевна. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, для детей средней группы «День народного единства»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Неверова Валентина Павловна. Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Сенаторова Лариса Ивановна. Конспект интегрированного занятия «Будем дружною семьёй», посвящённое Дню народного единства для подготовительной группы
  • Бисиркина Татьяна Алексеевна. Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»
  • Федорова Елена Васильевна. Формирование целостной картины мира «Экскурсия в музей народного быта»
  • Ховренкова Татьяна Ивановна. Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»
  • Мельникова Ольга Васильевна. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Сорокина Ольга Наильевна. Сценарий государственного праздника «День народного единства»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь