Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества (Педагогический проект Бабушкин сундучок)"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")

Авторы:

Г. Верхняя Салда, Свердловская область, МБДОУ «детский сад №41» Петушок» комбинированного вида.

  • Махнева Нина Александровна (учитель-логопед),
  • Легостаева Марина Васильевна (воспитатель),
  • Озорнина Александра Леонидовна (воспитатель).

Актуальность.

Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт. Кроме того, у детей с ОНР зачастую нарушено и эмоциональная сфера: это проявляется в тревожности, гиперактивности, и наоборот, в замкнутости таких детей.

 

Скачать конспект

Поиски инновационных форм и методов работы с детьми с нарушением речи один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с дошкольниками.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного фольклора создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно — этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

В разделах образовательной программы "Детство" и коррекционной программы автора Н.В. Нищевой, по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально — театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.

Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество, наряду с современными методиками обучения, не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня, то можно получить высокие результаты по развитию всех сторон речи ребенка и повысить уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цели проекта:

Приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества.
  • Разработать систему комплексного применения малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей с ОНР;
  • Определить основные направления и формы совместной деятельности с специалистами, педагогами ДОУ и родителями группы.
  • Посредством живого образного языка учить понимать слова и выражения, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. Обогатить словарь дошкольников.
  • Помочь детям в основании разговорной речи овладеть родным языком. Показать красоту русского языка через устное народное творчество; сформировать интерес к детскому фольклору.
  • Приобщить детей к культуре своего народа.
  • Воспитывать нравственные качества личности — отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.
  • Проследить динамику изменения развития речевого развития в коррекционно-педагогической работе.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию: социально — педагогический.

Участники проекта: дети 6-7 лет с ОНР, воспитатели группы, родители, логопед.

Объект проекта — коммуникативная деятельность старших дошкольников.

Предмет проекта – процесс развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

Проект составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта (ФГОС), примерной программы дошкольного образования "Детство", с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, коррекционной программы "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)" автора Н.В. Нищевой.

Проект создан с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (образовательных областей) развития детей, обозначенных в ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально- культурных традиций народов Среднего Урала.

Ожидаемый результат.

  • Для детей:
  1. Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству.
  2. Развитие речи, речевого творчества, мимики, жестов.
  • Для воспитателей:
  1. Повышение профессионализма.
  2. Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
  3. Пополнение предметно — развивающей среды группы.
  4. Самореализация.
  • Для родителей:
  1. Повышение уровня личностного сознания.
  2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.
  3. Самореализация.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие».

Просмотров: 704
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна. «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ховренкова Татьяна Ивановна. Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Неверова Валентина Павловна. Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь