"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")
Авторы:
Г. Верхняя Салда, Свердловская область, МБДОУ «детский сад №41» Петушок» комбинированного вида.
- Махнева Нина Александровна (учитель-логопед),
- Легостаева Марина Васильевна (воспитатель),
- Озорнина Александра Леонидовна (воспитатель).
Актуальность.
Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития.
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт. Кроме того, у детей с ОНР зачастую нарушено и эмоциональная сфера: это проявляется в тревожности, гиперактивности, и наоборот, в замкнутости таких детей.
Скачать конспект
Поиски инновационных форм и методов работы с детьми с нарушением речи один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с дошкольниками.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного фольклора создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно — этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
В разделах образовательной программы "Детство" и коррекционной программы автора Н.В. Нищевой, по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:
- расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
- накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;
- обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально — театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.
Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Гипотеза проекта:
Если использовать устное народное творчество, наряду с современными методиками обучения, не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня, то можно получить высокие результаты по развитию всех сторон речи ребенка и повысить уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Цели проекта:
Приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.
Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.
Задачи:
- Создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества.
- Разработать систему комплексного применения малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей с ОНР;
- Определить основные направления и формы совместной деятельности с специалистами, педагогами ДОУ и родителями группы.
- Посредством живого образного языка учить понимать слова и выражения, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. Обогатить словарь дошкольников.
- Помочь детям в основании разговорной речи овладеть родным языком. Показать красоту русского языка через устное народное творчество; сформировать интерес к детскому фольклору.
- Приобщить детей к культуре своего народа.
- Воспитывать нравственные качества личности — отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.
- Проследить динамику изменения развития речевого развития в коррекционно-педагогической работе.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально — педагогический.
Участники проекта: дети 6-7 лет с ОНР, воспитатели группы, родители, логопед.
Объект проекта — коммуникативная деятельность старших дошкольников.
Предмет проекта – процесс развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.
Проект составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта (ФГОС), примерной программы дошкольного образования "Детство", с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, коррекционной программы "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)" автора Н.В. Нищевой.
Проект создан с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (образовательных областей) развития детей, обозначенных в ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально- культурных традиций народов Среднего Урала.
Ожидаемый результат.
- Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству.
- Развитие речи, речевого творчества, мимики, жестов.
- Повышение профессионализма.
- Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
- Пополнение предметно — развивающей среды группы.
- Самореализация.
- Повышение уровня личностного сознания.
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.
- Самореализация.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие».
|