Автор: Меняйло Юлия Геннадьевна, воспитатель. МАДОУ «ДС № 31г. Челябинска»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Одной из ведущих задач, которую решает дошкольное образовательное учреждения, является развитие речи детей. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение ряда задач. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы. Но особый интерес у меня вызывает работа с использованием руского народного фольклора. К фольклору относятся такие жанры, как пословицы, поговорки, потешки, заклички, скороговорки, сказки, загадки, частушки. Так ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
Выбирая методы работы, я остановилась на использовании русско – народной сказки и календарно обрядовых праздников.
Сказка выполняет, пассивно, важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- преподносит готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Дошкольник может включаться в сюжет неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения.
Игры –драматизации оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
На начальном этапе мной была проведена огромная работа по созданию развивающей предметно- пространственной среды. Так как правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и свободной деятельности. Стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Поэтому я решили выделить место в групповом помещении и оборудовать его в виде комнаты в русской избе. Здесь сложили печь, расставили деревянные лавки, расстелили самотканые половики. Для окон сшили занавески в народном стиле. В «избе» есть чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца, русский народный костюм, утюг, ухват, кочерга. На полочках расставлены предметы русского народного творчества.
Также нами была организована работа театра. В театральной зоне разместили: подиум, занавес, уголок ряженья. Совместно с детьми и родителями были изготовлены различные виды театров: теневой, настольный, магнитный, пальчиковый.
Развивающая предметно пространственная среда обеспечивает совместную театральную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в работе по развитию речи учитываются: индивидуальные социально — психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, исследовательский интерес и творческие способности.
Далее нами была проведена огромная работа по изучению русского фольклора, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему.
На начальном этапе, мы вместе с детьми готовимся к театральной пятнице: разучиваем роли, готовим костюмы и декорации. После тщательной подготовки в пятницу проходили театральные инсценировки русских народных сказок. В начале нашей работы они проходили в группе. После закрепления умений дети показывали свои мини спектакли в группах младшего возраста.
Проведения календарно обрядовых праздников так же проводились с начало на совместных праздниках детского сада. В Рождество дети ходили со «звездой» — славили Христа; на святках поздравляли детей из других групп, колядовали. Так же организуются выходы детей к шефам детского сада.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм — драматизации. Ребята с удовольствием участвовали в инсценировке сказок, договаривались между собой о характере своих действий и т. п. Используя в своей практической деятельности игры–драматизации, анализируя результат, пришла к выводу, что для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление. Очень важно, чтобы ребенок убедился, что он может в любой обстановке говорить легко, плавно, свободно. Во время игры–драматизации дети, перевоплощаясь, не только ведут диалоги, но и подражают своим “героям” мимикой, движениями. Это свидетельствует о том, что игры–драматизации, инсценировки являются одним из удачных видов работы с детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Поэтому, наряду с обычными видами занятий, в нашей работе необходимо использовать и игры–драматизации, которые способствуют овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
|