Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклораРечь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой.
Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.
В раннем возрасте речь становится основным средством общения. Ребёнок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребёнка не развивается и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства фольклора.
Цель: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через произведения русского фольклора.
Задачи:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь.
2. Воспитывать звуковую культуру речи.
3. Формировать правильную разговорную речь.
4. Развивать связную речь.
Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В своей работе с детьми использую следующие фольклорные произведения: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
В своей работе я применяю прием использования фольклорных произведений. Так как этот приём позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Например когда дети укладываются спать.
Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
В своей работе с детьми использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами с детьми раннего возраста. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест - накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое.
Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурлысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянечки и т. д.
При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовались мной такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой (имя ребёнка) .
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) -хороший!
(имя ребёнка) пригожий!
Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.
Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию:
В работе с детьми использую потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
При подготовке детей ко сну использую потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят - поспят, всему миру спят – велят.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. При укладывании спать использую колыбельные песни:
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошеки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи.
Для запоминания потешек, в своей работе использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступногм для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек.
В результате общения с фольклорными произведениями к ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется и развивается речь младших дошкольников.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша удовольствие и радость.
Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средства которого использую в своей работе для развития речи детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи. Пестушки обычно начинаются с звукоподражания : «Скок-поскок», «Чики – чики - чикалочки», «Тюшки - тютюшки».
Необходимо поддерживать в часы бодроствования радостные эмоции у ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно использовать во время пробуждения, массажа.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей. Я использую потешки в различных видах деятельности при работе с детьми. Например при изучении домашних птиц можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… »
При пробуждении детей:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. »
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!
В своей работе с детьми использую именно этот приём и получила уже первые результаты работы: обогатился словарь детей, дети правильно употребляют в речи пространственные предлоги,самостоятельно произносят звукоподражание животных.
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!

Просмотров: 744
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Наделяева Галина Анатольевна. Значение фольклора в развитие речи ребёнка
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Берученко Наталья Леонидовна. Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи с приемами методики ТРИЗ «Заучивания потешки Кисонька Мурлысонька»
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь