Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №21» Кашапова Е.М г. Лысьва Пермский край
Название проекта: «Потешки»
Разработчик проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы
Руководитель проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы
Тип проекта – познавательно-игровой
Срок реализации проекта – 09.01. 17-30. 01. 17.
Место реализации проекта – младшая группа МАДОУ
ЦРР «Детский сад №21»
Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.
Краткое описание проекта:
Данный проект направлен на формирование познавательной активности детей. Целью проекта является – знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Скачать конспект
Цель предполагается достичь через решение следующих задач.
- Повышать интерес к русским народным потешкам.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. ---
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Участниками проекта являются дети и родители младшей группы ДОУ.
Проект рассчитан на 3 недели.
Ожидаемый результат по окончании реализации проекта – это
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
- Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми своей группы можно сделать вывод, что дети в недостаточном объеме знают потешки, не умеют разыгрывать и инсценировать потешки.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей потешек и умение их инсценировать, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении.
Актуальность
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает развивать связную речь. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.
Именно поэтому данный проект «Потешки» позволит расширить словарный запас малышей, активизировать познавательное и умственное развитие.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Они легко запоминаются детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.
Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Анализ ситуации в младшей группе:
Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.
В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Проблема: слабо развит познавательный интерес.
Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи:
- Повышать интерес к русским народным потешкам.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. ---
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Возможные риски:
- нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми
- отсутствие финансовых ресурсов
- заболеваемость детей в период реализации проекта.
Продукт проекта:
- Выставка рисунков
- Альбом «Моя любимая потешка»
- Книжки-малышки, книжки-картинки
- Картотека потешек, игр
- Коллаж «Любимые герои потешек»
- Мини-музей «Потешки»
Предполагаемый результат:
Высокий уровень сформированности знаний у детей потешек (по результатам наблюдений и бесед с детьми).
План реализации проекта:
Мероприятия Дата ответственный
1 этап. Вводный.
Цель: Создать условия для реализации проекта.
Срок: 9.01.17. -13. 01. 17.
Создание условий для работы с детьми и родителями:
- подобрать иллюстрированный материал к потешкам
- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей
- составить картотеку потешек
- подбор игр и другого материала по теме; 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Работа с детьми
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре) 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Взаимодействие с родителями
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта
- консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»); 10. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
2 этап. Основной.
Цель: Организация работы с детьми и родителями
Срок: 16.01.17. -27. 01. 17.
Работа с детьми
- Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
- П/и «Мышеловка»
- Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
- Рисование «Пушистый котенок» 16. 01. 17.
Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь», «Перчатки»
- Рисование «Петушок» (ладошкой)
- П/и «Вышла курочка гулять»
- Хороводная игра «Шла коза по лесу…» 19. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
- Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
- Лепка «Испечем прянички» 23. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Игра-драматизация «Кошкин дом»
- Хороводная игра «Ходит Ваня»
- Конструирование «Домик для кошечки» 25. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Чтение и драматизация сказки «Теремок»
- Чтение потешек, закличек о солнышке.
- Лепка «Лучики для солнышка», 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Взаимодействие с родителями
Оформление папки-передвижки «Потешки наши друзья» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Принять участие совместно с ребенком рисунок «Моя потешка» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Домашнее задание: коллаж «Любимые герои потешек» 16. 01. 17. – 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
Индивидуальные консультации, беседы В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
3 этап. Заключительный.
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта
Срок: 23.01.17. -27. 01. 17
- Выставка рисунков 26. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Создание мини-музея «Потешки» 23.01.17. -27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
- Выступление на педсовете опыт работы В процессе третьего этапа Воспитатель Кашапова Е.М.
Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта:
- Временные: 3 недели
- Научно – методические: М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» журналы, интернет.
- Организационные: план реализации проекта, беседы с детьми и родителями, индивидуальные беседы, наблюдения.
- Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей.
Схема управления проектом:
Функции воспитателя, руководителя проекта:
- Разработка и внедрение проекта в группе ДОУ
- Создание условий для реализации проекта
- Организация и координация взаимосвязи между участниками проекта
- Осуществление контроля за реализацией проекта
- Проведение анализ – результатов
- Организация мероприятий, предусмотренных проектом
- Решение вопросов, возникших в процессе реализации проекта.
Функции родителей
- Помощь в приобретении книг, игрушек
- Взаимодействие с участниками проекта.
Функции детей:
- Посещение всех мероприятий, предусмотренных проектом
- Взаимодействие с участниками проекта.
Список литературы
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008
|