Актуальность проблемы:
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Скачать презентацию
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша:
- Блоки и палочки — один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
- Многие математические представления ребёнок получает играя.
- Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
- Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
- Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
- Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
- Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
- Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
- Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
- Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.
Задачи проекта
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
- воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
- воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
- воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
- развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,
радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.
Обучающие:
- учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
- формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
- научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).
Предполагаемый результат:
- дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
- дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
- дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
- дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
- дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
- дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
- дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
Новизна проекта:
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Предварительная работа:
подготовка пособия «Блоки Дьенеша», отгадывание загадок, ребусов, чтение занимательных стихотворений и математических сказок, разучивание стихотворений.
Взаимодействие с семьей: Донести до родителей актуальность данной проблемы, расширение компетенций родителей по данной теме привлечь их к активному сотрудничеству: участие в проектной деятельности, участие в мастер – классе «Логические блоки Дьенеша».
Взаимодействие со специалистами:
- Подготовка консультаций для воспитателей по теме проекта.
- Доклад «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
- Презентация «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей.»
Методы и формы реализации проекта
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые — воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Обогащение предметно-развивающей среды: игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)», альбом «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.
Палочки Кюизенера- 2 коробки, блоки Дьенеша- 2 коробки;
раскраски с цифрами и математическими узорами, трафареты, ребусы, счетные палочки, материал для графических диктантов.
Книга В.Волина «Праздник числа»
Этапы реализации проекта:
- ЭТАП Подготовительный этап (Обсуждение проблемы, пополнение предметно-развивающей среды, составление календарно- тематического планирования, подбор материала по теме проекта.)
- ЭТАП Основной этап (В соответствии с календарно- тематическим планированием организовать работу по решению задач проекта через следующие виды деятельности: коммуникативную деятельность, познавательно- исследовательскую, двигательную деятельность, изобразительную деятельность, трудовую и игровую деятельность, сотрудничество с родителями.)
- ЭТАП Заключительный этап (презентация результатов)
Продукт проектной деятельности:
- компьютерная презентация «Играем и развиваемся» по итогам проекта
- презентация «Волшебные блоки и палочки»
- картотека дидактических игр «Волшебные блоки»
Линии развития
|
Виды деятельности
|
Познавательное развитие
|
Дидактические игры: игры из альбома «Давайте вместе поиграем» (см. методические советы): «Найди пару», «Художники», «Садовники», «Угощение медвежат», «Украсим елку бусами»; «Чудесный мешочек» (определи на ощупь форму и размер фигуры)
«Помогите Мишке собрать фигуры», «Игра с обручем», «Отрицание цвета (формы, размера, толщины)», «Загадки без слов», «Найди клад», «Где чей гараж», «Угадай – ка», «Волшебные камни», «Засели домики», «Где спрятался Джерри (матрешка)» (см. картотеку)
Исследовательская деят.«Дорожки», «Волшебные ниточки» (см. прилож.); наблюдение за снежинками на прогулке (разнообразие форм)
Конструирование из «Блоков Дьенеша» (придумай зверя, машину из блоков) ; игры со строительными модулями.
|
Речевое развитие
|
Чтение: книга В. Волина «Праздник числа», В.Степанов «Учебник для малышей. Арифметика», О. Кургузов «Геометрические сказки», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Составление описательного рассказа «Сказочный город»
Беседа «Геометрические фигуры вокруг нас»
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование: «Забавные фигуры»; работа с математическими раскраскам по желанию детей; рисование по трафаретам с геометрическими фигурами
Самостоят. изобр. деятельность : аппликация или рисование «Сложи узор» (учить составлять геометрический узор по заданной схеме)
Аппликация «Предметы из геометрических фигур»
Лепка: «Логические блоки из пластилина»
Послушай бубен и покажи соответствующую цифру
|
Социально - коммуникативное развитие
|
Свободное общение: отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. (Книга В.Волина «Праздник числа»)
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»,«Олимпиада»
( использовать блоки Дьенеша как предметы-заместители
Настольные игры: «Сравни и подбери» , «Что лишнее», «Математическое лото», «Легкий счет», «Домино», «Головоломка Тетрис», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор», «Головоломка Танграмм», «Чудесный мешочек» и т.д.
|
Физическое развитие
|
Физ. минутка «Три медведя»
Подвижные игры: «Ручеек», «Игра с двумя обручами», «Кошки – мышки» (см. картотеку), «Бегите к цифре», «Автомобили» (закрепить знание геометрических фигур, развивать быстроту реакции)
|
Формы взаимодействия с родителями
|
Консультации « Что такое блоки Дьеныша?», «Как играть в блоки Дьеныша?»
Картотека игр «Волшебные блоки» (см. Приложение)
Мастер – класс «Логические блоки Дьеныша»
Участие в итоговом мероприятии
|
Заключение
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.
Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.
В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.
Список используемых источников:
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012.
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса « Проектная деятельность дошкольников» - М.: мозаика-синтез, 2010.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
- Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
- Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.
Интернет ресурсы:
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59
http://psyoffice.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html
http://www.maam.ru/
http://nsportal.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки
«Три медведя»
Три медведя шли домой –
(Шагают вперевалочку.)
Папа был большой –
(Поднимают руки над головой.)
Мама с ним – поменьше ростом-
(Руки на уровне груди.)
А сынок- малютка просто,
Очень маленький он был.
(Приседают.)
ИГРЫ
«Волшебные ниточки»
Дидактические задачи:закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Ход игры.
1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.
«Бегите к цифре»
Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование:карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Ход игры. Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
|