Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»

Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»

Актуальность проблемы:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

 

Скачать презентацию

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша:

  1. Блоки и палочки — один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
  2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
  3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
  4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
  5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
  6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
  7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
  8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
  9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
  10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи проекта

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
  • воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
  • воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
  • воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Развивающие:

  • развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
  • развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,

радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Обучающие:

  • учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
  • формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
  • научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).

Предполагаемый результат:

  • дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
  • дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
  • дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
  • дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
  • дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
  • дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
  • дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
  • дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Предварительная работа:

подготовка пособия «Блоки Дьенеша», отгадывание загадок, ребусов, чтение занимательных стихотворений и математических сказок, разучивание стихотворений.

Взаимодействие с семьей: Донести до родителей актуальность данной проблемы, расширение компетенций родителей по данной теме привлечь их к активному сотрудничеству: участие в проектной деятельности, участие в мастер – классе «Логические блоки Дьенеша».

Взаимодействие со специалистами:

  1. Подготовка консультаций для воспитателей по теме проекта.
  2. Доклад «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
  3. Презентация «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей.»

Методы и формы реализации проекта

Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Наглядные методы: прямые — воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.

Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).

Обогащение предметно-развивающей среды: игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)», альбом «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.

Палочки Кюизенера- 2 коробки, блоки Дьенеша- 2 коробки;

раскраски с цифрами и математическими узорами, трафареты, ребусы, счетные палочки, материал для графических диктантов.

Книга В.Волина «Праздник числа»

Этапы реализации проекта:

  1. ЭТАП Подготовительный этап (Обсуждение проблемы, пополнение предметно-развивающей среды, составление календарно- тематического планирования, подбор материала по теме проекта.)
  2. ЭТАП Основной этап (В соответствии с календарно- тематическим планированием организовать работу по решению задач проекта через следующие виды деятельности: коммуникативную деятельность, познавательно- исследовательскую, двигательную деятельность, изобразительную деятельность, трудовую и игровую деятельность, сотрудничество с родителями.)
  3. ЭТАП Заключительный этап (презентация результатов)

Продукт проектной деятельности:

  • компьютерная презентация «Играем и развиваемся» по итогам проекта
  • презентация «Волшебные блоки и палочки»
  • картотека дидактических игр «Волшебные блоки»

Линии развития

Виды деятельности

Познавательное развитие

Дидактические игры: игры из альбома «Давайте вместе поиграем» (см. методические советы): «Найди пару», «Художники», «Садовники», «Угощение медвежат», «Украсим елку бусами»; «Чудесный мешочек» (определи на ощупь форму и размер фигуры)

«Помогите Мишке собрать фигуры»,  «Игра с обручем», «Отрицание цвета (формы, размера, толщины)», «Загадки без слов», «Найди клад», «Где чей гараж», «Угадай – ка», «Волшебные камни», «Засели домики», «Где спрятался Джерри (матрешка)» (см. картотеку)

Исследовательская деят.«Дорожки», «Волшебные ниточки» (см. прилож.); наблюдение за снежинками на прогулке (разнообразие форм)

Конструирование из «Блоков Дьенеша» (придумай зверя, машину из блоков) ; игры со строительными модулями.

Речевое развитие

Чтение: книга В. Волина «Праздник числа», В.Степанов «Учебник для малышей. Арифметика», О. Кургузов «Геометрические сказки», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Составление описательного рассказа «Сказочный город»

Беседа «Геометрические фигуры вокруг нас»

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Забавные фигуры»; работа с математическими раскраскам по желанию детей; рисование по трафаретам с геометрическими фигурами

Самостоят. изобр. деятельность : аппликация или рисование «Сложи узор» (учить составлять геометрический узор по заданной схеме)

Аппликация «Предметы из геометрических фигур»

Лепка: «Логические блоки из пластилина»

Послушай бубен и покажи соответствующую цифру

Социально - коммуникативное развитие

Свободное общение: отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. (Книга В.Волина «Праздник числа»)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»,«Олимпиада»

( использовать блоки Дьенеша как предметы-заместители

Настольные игры: «Сравни и подбери» , «Что лишнее», «Математическое лото», «Легкий счет», «Домино», «Головоломка Тетрис», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор», «Головоломка Танграмм», «Чудесный мешочек» и т.д.

Физическое развитие

Физ. минутка «Три медведя»

Подвижные игры: «Ручеек», «Игра с двумя обручами», «Кошки – мышки» (см. картотеку), «Бегите к цифре», «Автомобили» (закрепить знание геометрических фигур, развивать быстроту реакции)

Формы взаимодействия с родителями

Консультации « Что такое блоки Дьеныша?», «Как играть в блоки Дьеныша?»

Картотека игр «Волшебные блоки» (см. Приложение)

Мастер – класс «Логические блоки Дьеныша»

Участие в итоговом мероприятии

 

 

Заключение

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.

Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

 

Список используемых источников:

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012.
  • Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса « Проектная деятельность дошкольников» - М.: мозаика-синтез, 2010.
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
  • Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
  • Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
  • З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
  • Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.

Интернет ресурсы:

   http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59

   http://psyoffice.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html

http://www.maam.ru/

http://nsportal.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Физкультминутки

«Три медведя»

Три медведя шли домой –

(Шагают вперевалочку.)

Папа был большой –

(Поднимают руки над головой.)

Мама с ним – поменьше ростом-

(Руки на уровне груди.)

А сынок- малютка просто,

Очень маленький он был.

(Приседают.)

ИГРЫ

«Волшебные ниточки»

Дидактические задачи:закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:лист бархатной бумаги 15x20 см, шер­стяная нитка длиной 25—30 см.

Ход игры.

1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показы­вает число предметов одним из способов: на счетной ли­нейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью кар­тинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нит­ки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную циф­ру называет педагог или кто-нибудь из детей.

«Бегите к цифре»

Дидактические задачи:       упражнять в запоминании и различении цифр, уме­нии ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование:карточки с изображением цифр, раз­вешанные в разных местах комнаты.

Ход игры.   Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называ­ет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

Просмотров: 650
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Прокофьева Людмила Михайловна. Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша и малыши»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Радюкова Елена Васильевна. Занятия по математике с блоки Дьеныша в средней группе 1 занятие: «Геометрик и его друзья»
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Рассолова Любовь Николаевна. Презентация 'Палочки Кюизенера'
  • Тимофеева Екатерина Сергеевна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дзецина Анастасия Сергеевна. Презентация «ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра «Волшебные палочки»
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
  • Андреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
  • Наботова Марина Ивановна. Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.
  • Медведева Наталья Александровна. ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Ксения Воронина. Консультация для родителей 'Игры и упражнения с Блоками Дьенеша'
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Ломагина Кристина Николаевна. «Волшебные истории с блоками Дьенеша»
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Васильева Елена Владимировна. «Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь