Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»
(МАДОУ «Детский сад № 23 «Светлячок»)
Прокофьева Людмила Михайловна. воспитатель 1 кв. кат. г. Набережные Челны 2017г.
«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Пословица
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста – непрерывный процесс и очень интересный. Как только ребенок появился на свет, он с первых дней познаёт окружающий мир. Процесс познания малыша отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Малыш, стремится в первую очередь потрогать предмет руками, языком, понюхать, постучать им, а не только рассмотреть его. Мир познания для ребёнка открывается через опыт его личных ощущений, действий.
Скачать конспект
Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся блоки Дьенеша, это наборы объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), различающихся по цвету (синий, желтый, красный) величине (большие и маленькие) и по толщине (толстые и тонкие).
Логические блоки являются отличными помощниками на ООД по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.
С блоками Дьенеша детей лучше знакомить со второй младшей группы. С чего все начиналось…
Я предложила детям познакомитьсяс нимисамостоятельно. В процессе знакомства с блоками дети обратили внимание, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, домики и многое другое. А поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Самые первые игры с детьми 3-4 лет простые, цель которых – освоение свойств, закрепляя в речи, используя слова «такой же», «другой» (по форме, цвету, размеру, толщине).
Игровое упражнение «Найди такую же фигуру» Предлагаю подгруппе из 3-4 детей найти такую же фигуру, как у меня.
Игровое упражнение «Что изменилось». Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
Блоки Дьенеша хороши и тем, что можно использовать как часть ООД. Например: на ООД по ФЭМП тема «Космос», предлагаю детям звездную россыпь рассортировать по тарелочкам (цвет). В три тарелочки дети раскладывают блоки, учитывая цвет. Наследующим занятии отправляясь в путешествие в деревню, предлагаю помочь бабушке, которая напекла много печенья, рассортировать, учитывая форму. Берутся четыре тарелочки для «печенья»: круглых, треугольных, квадратных и прямоугольных.
Игровое упражнение «Найди пару». Таблички с нарисованными геометрическими фигурами. Каждой большой фигуре нужно найти в пару маленькую. Или нарисованные маленькие, ищем большие.
Игровое упражнение «Выложи дорожку». Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, принцип «домино». Другой вариант выкладываем так, чтобы рядом оказались фигуры разной формы.
Игровое упражнение «Найди такой же, но другой формы (цвета, размера)» Детям предлагается найти такой же блок, как у меня, но другой формы, либо другого цвета. Подвижная игра «Автомобили». Для игры используем таблички с условным обозначением, на которых наклеены геометрические фигуры, например: большой синий квадрат и маленький красный круг, такие же блоки лежат на столе. Дети выбирают понравившиеся фигуры (фигура обозначает марку машины). Пока звучит музыка, «машины» двигаются по площадке, по окончании музыки «автомобили» подъезжают к своему «гаражу».
Логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.
Игровое упражнение «Рыбки в пруду» Предложить ребенку, по двум признакам (например маленькие, желтые) – рыбки, только их нужно «запустить в пруд» (в обруч), остальные остаются «вне обруча».
Блоки Дьенеша интересны малышам, потому что одинаковых игр не существует, каждый день можно придумывать новые варианта игры.
Таким образом, можно сказать работа с блоками Дьенеша, не имеет границ, данная развивающая методика –это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития дошкольников.
Использованная литература:
- "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
Приложение к статье
|