Блок 1. Снятия состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Занятие 1. «Знакомство»
Дети совместно с педагогом разучивают приветствия.
- Доброе утро, Саша (ребенок должен кивнуть головой; по кругу называются имена всех детей.)
- Доброе утро, солнце (все поднимают и опускают руки)
- Доброе утро, всем нам (разводят руки в стороны)
Игра «Мое имя»
Цель — способствовать идентификации ребенком себя, со своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Ход. Ведущий задает вопросы по кругу, дети отвечают на них.
- Тебе нравиться твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
Педагог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие, и имена у вас тоже маленькие. Когда вы подрастете и поступите в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня- Иван, Маша – Мария».
Рисование «Я и мое имя»
Эта работа строиться таким образом, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность взаимодействовать в парах, тройках, потом и всей группой, что способствует развитию общения, умения договориться, организует общую деятельность, саморегуляцию.
Ход. Педагог кратко пересказывает отрывок из книги Э. Успенского
«Крокодил Гена и его друзья» до момента «Ну ладно тебя будут звать Чебурашка!» и просит нарисовать и придумать новых героев рассказа и назвать их новыми именами.
Расслабление «Путешествие на Голубую звезду»
Цель – способствовать расслаблению мышц, расширению сосудов, развитие умения сознательно контролировать возникающие покоя, расслабленности.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Занятие 2. «Настроение»
Цель – способствовать преодолению негативных переживаний, развивать самостоятельность в принятии решений, уменьшить тревожность.
Ход. Дети по кругу передают способы, помогающие повысить настроение, например, сделать доброе дело, улыбнуться себе в зеркало и т.д.
Игра «На что похоже настроение»
Цель – способствовать эмоциональному осознанию ребенком своего состояния, развивать симпатии.
Ход. Дети по кругу говорят, на какое время года, или погодное явление похоже мое настроение, например: «Мое настроение похоже на облачко».
Рисование «Лицо Маши»
Цель — закрепить умение детей различать эмоциональное состояние радости, грусти, обиды, страха.
Ход. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, какую куклу мне принесли! Но мне так и не удалось с ней познакомиться. Почему? Верно, ведь у Маши нет лица! Надо придумать ей лицо». Затем проводиться беседа по вопросам: «Какими бывают лица? Что они выражают?» Дети рисуют, далее проводится подведение итогов.
Расслабление «Полет Птицы»
Цель – способствовать расслаблению мышц, расширению сосудов, развитие умения сознательно контролировать возникающие покоя, расслабленности.
Блок №3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки.
Занятие 3. «Новичок»
Цель — коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Ход. Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». Ребенок исполняет роль Молчуна, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь песню.
Рисование «Три характера».
Цель рефлексия по предварительно проведенному занятию.
Ход. Педагог знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу, Весельчака.
Расслабление «Светлые мысли».
Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.
Блок №4. Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Занятие №4. Солнце в ладошках.
Цель — способствовать коррекции негативных поведенческих реакций, формировать опыт положительных взаимоотношений в процессе игры.
Ход. Педагог подбирает каждому ребенку сказочные персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем хочет помочь; ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются; активному ребенку с двигательной расторможенностью дается роль, предусматривающая ограничения двигательной активности. Каждому ребенку волшебник дает по 5 жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они выбирают сами. Они придумывают сказку для героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям
- Опишите свои ощущения в новой роли
- Что мешало сохранять определенный стиль поведения?
- Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
- Каковы сильные и слабые стороны вашего героя?
Расслабление «Солнечный зайчик».
Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторегуляция.
Блок № 5. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности.
Занятие 5. «Жужжа».
Цель — развивать умение детей чувствовать настроение и сопереживать окружающим, способствовать снятию напряженности, формировать умение передавать свои эмоции с помощью пантомимики.
Ход. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Педагог говорит: «Глядя друг другу в глаза и чувствуя только руки, попробуйте, молча передать эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!».
Рисование «Сказка про кляксу».
Цель — способствовать развитию доброжелательных отношений детей внутри группы.
Ход. Педагог говорит детям: «Ребята, вы хотите узнать, кто такие волшебники? Волшебники — это добрые люди. Вы хотите превратиться в волшебников? Сегодня есть такая возможность, мы будем творить чудо! Возьмем цветную краску, трубочки для коктейля, наберем в нее краску и выпустим на лист бумаги. Получилась ужасная клякса, которой легко жить в таком виде. Давайте придумаем, чем можно порадовать наших клякс. Мне кажется, что моя клякса похожа на кошку, кошкой лучше быть, чем кляксой! Наверняка нашим кляксам захотелось превратиться в кого-то? Поможет вам в этом кисточка волшебница». Далее идет обсуждение результатов, придумывание названий.
Расслабление «Путешествие в волшебный лес».
Цель — способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.
Блок №6. Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» (автор Памфилова М. А.)
Прибытие
Цель — Отражение негативных эмоций.
Ход. Дети идут друг за другом (2 круга). Педагог рассказывает: «Марсиане идут, они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими. Так двигаются марсиане в своих тяжелых скафандрах6 дышать и двигаться в которых очень трудно. Марсианам хочется сбросить скафандр, но страх неизвестной планеты сдерживает желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравиться. Все следуют его примеру, их хмурые лица улыбаются».
Яблоко
Цель — активизация потребностей, снятие мышечных зажимов.
Ход. Дети идут свободным шагом (2 круга). Педагог рассказывает: «Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Запахло ароматными яблоками, марсианам хочется сорвать и попробовать этот фрукт. Они тянуться к дереву, каждый резко срывает яблоко и съедает его. Затем все съедают по второму яблоку, третьему яблоку. Очень вкусно!»
Минута разговора
Цель — свободная реализация вербальной активности.
Ход. Педагог рассказывает: «Марсиане останавливаются и прислушиваются к голосам и звукам. Им очень хочется самим поговорить. Разговор был разрешен, но только на одну минутку. Каждый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ, кто-то читает стихотворение».
Первые слова
Цель — направленная, целевая реализация речевой активности.
Ход. Педагог рассказывает: «Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трех земных слов; нет, да, я. Слово нет звучит тихо, затем становиться более громче и громче. Остальные слова произносятся аналогичным образом».
Пугающая встреча
Цель — снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии.
Ход. Педагог продолжает: «На крики марсиан сбегаются люди, звери Земли. Марсиане останавливаются, им кажется опасной эта встреча. Марсиане начинают устрашающе кричать, пугать землян».
Смешная газировка
Цель — эмоциональная разрядка.
Ход. Педагог продолжает: «Землянам показалось, что пришельцы хотят пить, и они дают каждому газировку. Одним глотком они выпивают все и ощущают воздушные пузырьки. Пришельцам кажется это странным, и они хотят прогнать их. Пузырьки поднимаются от ног вверх, со звуком бух! Пузырьки вылетают через антенну у марсиан в голове. Марсианам становиться смешно, и они все вместе смеются, смех становиться все громче и громче».
Доброе приветствие
Цель — развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.
Ход. Педагог завершает рассказ: «Когда марсиане заканчивают смеяться, они глубоко дышат: вдох- выдох. Они понимают, что земляне не причинят им зла. Им хочется поприветствовать их нежным рукопожатием». Взрослый предлагает передавать приветствия по кругу, называя представителя Земли: «приветствуем зайчонка» и т. д. Педагог говорит: «Так и подружились марсиане и земляне».
|