Наботова Марина Ивановна. Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.

Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.

(Из личного опыта)

Уважаемые коллеги, мы хотим поделиться своим приобретенным опытом работы, с детьми дошкольного возраста, по блокам Дьенеша. На первый взгляд нам показалось, что блоки – это строительный материал, который обозначает только определенные свойства фигур. Но посмотрев вебинары, семинары, мастер-классы, ознакомившись с методической литературой на эту тему, поняли, что это палочка-выручалочка для нас – педагогов.

В нашей работе блоки Дьенеша можно использовать в разных видах деятельности. Если взять образовательную деятельность, то блоки эффективнее всего используются в комплексной и интегрированной образовательной деятельности. Они обеспечивают — наглядность, системность, доступность и смену деятельности.

В развивающей среде группы, блоки использовали — в изо-деятельности, аппликация, как предметные ориентиры, как предметы заменители. Дети обводили разные формы, раскрашивали, дорисовывали, конструировали.

 

Нам понравилось использовать блоки в совместной и самостоятельно- игровой деятельности: в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Для этого нам потребовалось сделать игровые пособия, карточки, схемы, карточки со знаками символами, карточки инструкции…

В младшем группе и детям, которые были не знакомы с блоками Дьенеша, мы давали поманипулировать с ними. Действуя с ними, дети играя замечали, что блоки разные по цвету, форме, величине, толщине. Они выстраивали блоки в ряд, строили постройки накладывая блоки друг на друга. Затем, мы стали предлагать детям развивающие игры и упражнение такие, как «Найди большие (маленькие) блоки»; «Найди блоки треугольной (круглой, квадратной, прямоугольной) формы»; «Выложи по схеме» и многие другие.

И только тогда, когда дошкольники усвоили свойства блоков и легко могли оперировать ими, мы стали вводить специальный код – графическое изображение данного свойства. Давались детям задания на развитие логического мышления, учились читать кодовое обозначение блоков, сравнивать, обобщать. Детям нравилось выполнять игровые задания такие, как «Найди свой домик», где они учились систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме; «Поле чудес», где ребенок, который крутит юлу, читает кодовую карточку, на которую указала стрелочка, а затем, находит подходящий под описание блок.

Ещё, детям понравилось играть в «Поезд», где карточки были билетами, а выстроенные из стульчиков места были отмечены блоками. Детям нужно было найти свое место и когда кондуктор проверит правильность посадки пассажиров – поезд отправлялся в путешествие. Где мы только не были и у мишки, и у зайки, и у кошки, и собаки. Возвращаясь от любого зверя, дети покупали билеты и снова рассаживались по местам согласно купленному билету, так они упражнялись в игровой форме читая по знакам, в умении классифицировать блоки по двум и более признакам.

Все эти игры и упражнения, которые мы использовали в работе с детьми, позволили развивать у детей способность к моделированию, замещению свойств, умению кодировать, декодировать информацию. И когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, мы стали вводить код, обозначающий знак отрицания – это значит, что блок не круглый, не квадратный, не толстый, не маленький… Для того, чтоб закрепить и эти знания, мы с детьми играли в такие игры, как «Где спрятался мышонок?», «Угадай фигуру», «Лото» и другие.

В игре «Где спрятался мышонок?» дети отворачивались, мы прятали под одним из 10-12 блоков вырезанную из бумаги фигурку мышонка, и когда дети поворачивались, ведущий показывал им карточку, на которой было обозначено свойство блока с перечеркнутыми знаками-символами. Например, чтобы обозначить точно цвет блока, нужны две карточки. Значит, если мышонок спрятан под красным блоком, то нужно показать перечеркнутые желтую и синюю карточки. И всем конечно понятно, чтобы усложнить игру, нужно использовать карточки двух, трёх и более свойств блоков.

В игре «Угадай фигуру» с помощью знаков-символов обозначается загадываемое свойство фигуры. Например, выкладываем в ряд такие карточки, как перечеркнутый большой домик, далее перечеркнутые — квадрат, прямоугольник и треугольник. Ответ: маленький круглый блок. В такую игру хорошо играть в паре – один загадывает, другой отгадывает.

В игре «Раздели игрушки» между зайчонком и волчонком так, чтобы у зайчонка остались все квадратные, а у волчонка все красные блоки. Для усложнения задания включается третий персонаж и детям уже необходимо найти игрушки по трем признакам.

Одной из любимых игр детей, является игра «Найди клад». Где дети анализируют и выявляют свойства или их отсутствие, пользуясь знаками символами. 8-10 блоков – по цвету, 16 блоков – по двум свойствам, 24 блока – по трем свойствам блоков. Под один из блоков спрятан клад в виде кружочка, чтобы угадать под каким блоком спрятан, необходимо назвать свойства. Когда ребенок находит клад, он становиться ведущим, теперь он прячет клад, а другие отгадывают.

Нам ещё хотелось бы отметить полюбившуюся детям сюжетно-ролевую игру в «Магазин». Где деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми картами. Дети приходят в «Овощной магазин», хотят купить товар, но для этого нужно подумать, как покупателю, так и продавцу, сколько стоит товар. Например, над баклажаном ценник-карточка – квадрат, красный, тонкий, перечеркнутый большой домик. Ответ: баклажан стоит — маленький тонкий квадрат, красного цвета. В такую игру мы играли с детьми среднего возраста, и они справлялись с таким заданием, всем хотелось что-нибудь купить. Дети друг другу помогали разгадать цену товара, искать блок, который им нужен для того, чтоб заплатить в кассу.

Мы считаем, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

А логические блоки Дьенеша являются одним из таких пособий, с помощью которого, можно легко в нашей работе использовать основной метод интеллектуального развития – проблемно-поисковый и форму организации детской деятельности – игру.

Надеемся, что информация этой статьи, для вас уважаемые читатели, окажется нужной, интересной.

Просмотров: 452
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Прокофьева Людмила Михайловна. Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша и малыши»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Радюкова Елена Васильевна. Занятия по математике с блоки Дьеныша в средней группе 1 занятие: «Геометрик и его друзья»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шатохина Людмила. КОНСУЛЬТАЦИЯ — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Колоколова Олеся Ивановна. Использование логических блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реабилитационного центра «Сосновая горка»
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Лашина Галина Алексеевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием логических блоков Дьенеша «Волшебное путешествие в страну Логики»
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Лыкина Наталья Валентиновна. Конспект НОД для детей второй младшей группы «Подарки для Лунтика» (использование блоков Дьенеша в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста)
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Первышова Анна Ивановна. НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша Тема: «На ёлочном базаре»
  • Лашкевич Евгения Геннадьевна. Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Дзецина Анастасия Сергеевна. Презентация «ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Тимофеева Екатерина Сергеевна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Чиникайло Татьяна Степановна. Игры с логическими блоками Дьенеша
  • Сорокина Светлана Владимировна. Открытый показ для родителей ООД по математическому и сенсорному развитию с использованием блоков Дьенеша во 2 младшей группе. Тема: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и Медведь»)
  • Ксения Воронина. Консультация для родителей 'Игры и упражнения с Блоками Дьенеша'
  • Самсонова Ирина Владимировна. Дидактическое пособие «Тему изучаем в карточки играем»
  • Медведева Наталья Александровна. ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь