Наботова Марина Ивановна. Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.

Развивающие игры дошкольников с логическими блоками Дьенеша.

(Из личного опыта)

Уважаемые коллеги, мы хотим поделиться своим приобретенным опытом работы, с детьми дошкольного возраста, по блокам Дьенеша. На первый взгляд нам показалось, что блоки – это строительный материал, который обозначает только определенные свойства фигур. Но посмотрев вебинары, семинары, мастер-классы, ознакомившись с методической литературой на эту тему, поняли, что это палочка-выручалочка для нас – педагогов.

В нашей работе блоки Дьенеша можно использовать в разных видах деятельности. Если взять образовательную деятельность, то блоки эффективнее всего используются в комплексной и интегрированной образовательной деятельности. Они обеспечивают — наглядность, системность, доступность и смену деятельности.

В развивающей среде группы, блоки использовали — в изо-деятельности, аппликация, как предметные ориентиры, как предметы заменители. Дети обводили разные формы, раскрашивали, дорисовывали, конструировали.

 

Нам понравилось использовать блоки в совместной и самостоятельно- игровой деятельности: в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Для этого нам потребовалось сделать игровые пособия, карточки, схемы, карточки со знаками символами, карточки инструкции…

В младшем группе и детям, которые были не знакомы с блоками Дьенеша, мы давали поманипулировать с ними. Действуя с ними, дети играя замечали, что блоки разные по цвету, форме, величине, толщине. Они выстраивали блоки в ряд, строили постройки накладывая блоки друг на друга. Затем, мы стали предлагать детям развивающие игры и упражнение такие, как «Найди большие (маленькие) блоки»; «Найди блоки треугольной (круглой, квадратной, прямоугольной) формы»; «Выложи по схеме» и многие другие.

И только тогда, когда дошкольники усвоили свойства блоков и легко могли оперировать ими, мы стали вводить специальный код – графическое изображение данного свойства. Давались детям задания на развитие логического мышления, учились читать кодовое обозначение блоков, сравнивать, обобщать. Детям нравилось выполнять игровые задания такие, как «Найди свой домик», где они учились систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме; «Поле чудес», где ребенок, который крутит юлу, читает кодовую карточку, на которую указала стрелочка, а затем, находит подходящий под описание блок.

Ещё, детям понравилось играть в «Поезд», где карточки были билетами, а выстроенные из стульчиков места были отмечены блоками. Детям нужно было найти свое место и когда кондуктор проверит правильность посадки пассажиров – поезд отправлялся в путешествие. Где мы только не были и у мишки, и у зайки, и у кошки, и собаки. Возвращаясь от любого зверя, дети покупали билеты и снова рассаживались по местам согласно купленному билету, так они упражнялись в игровой форме читая по знакам, в умении классифицировать блоки по двум и более признакам.

Все эти игры и упражнения, которые мы использовали в работе с детьми, позволили развивать у детей способность к моделированию, замещению свойств, умению кодировать, декодировать информацию. И когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, мы стали вводить код, обозначающий знак отрицания – это значит, что блок не круглый, не квадратный, не толстый, не маленький… Для того, чтоб закрепить и эти знания, мы с детьми играли в такие игры, как «Где спрятался мышонок?», «Угадай фигуру», «Лото» и другие.

В игре «Где спрятался мышонок?» дети отворачивались, мы прятали под одним из 10-12 блоков вырезанную из бумаги фигурку мышонка, и когда дети поворачивались, ведущий показывал им карточку, на которой было обозначено свойство блока с перечеркнутыми знаками-символами. Например, чтобы обозначить точно цвет блока, нужны две карточки. Значит, если мышонок спрятан под красным блоком, то нужно показать перечеркнутые желтую и синюю карточки. И всем конечно понятно, чтобы усложнить игру, нужно использовать карточки двух, трёх и более свойств блоков.

В игре «Угадай фигуру» с помощью знаков-символов обозначается загадываемое свойство фигуры. Например, выкладываем в ряд такие карточки, как перечеркнутый большой домик, далее перечеркнутые — квадрат, прямоугольник и треугольник. Ответ: маленький круглый блок. В такую игру хорошо играть в паре – один загадывает, другой отгадывает.

В игре «Раздели игрушки» между зайчонком и волчонком так, чтобы у зайчонка остались все квадратные, а у волчонка все красные блоки. Для усложнения задания включается третий персонаж и детям уже необходимо найти игрушки по трем признакам.

Одной из любимых игр детей, является игра «Найди клад». Где дети анализируют и выявляют свойства или их отсутствие, пользуясь знаками символами. 8-10 блоков – по цвету, 16 блоков – по двум свойствам, 24 блока – по трем свойствам блоков. Под один из блоков спрятан клад в виде кружочка, чтобы угадать под каким блоком спрятан, необходимо назвать свойства. Когда ребенок находит клад, он становиться ведущим, теперь он прячет клад, а другие отгадывают.

Нам ещё хотелось бы отметить полюбившуюся детям сюжетно-ролевую игру в «Магазин». Где деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми картами. Дети приходят в «Овощной магазин», хотят купить товар, но для этого нужно подумать, как покупателю, так и продавцу, сколько стоит товар. Например, над баклажаном ценник-карточка – квадрат, красный, тонкий, перечеркнутый большой домик. Ответ: баклажан стоит — маленький тонкий квадрат, красного цвета. В такую игру мы играли с детьми среднего возраста, и они справлялись с таким заданием, всем хотелось что-нибудь купить. Дети друг другу помогали разгадать цену товара, искать блок, который им нужен для того, чтоб заплатить в кассу.

Мы считаем, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

А логические блоки Дьенеша являются одним из таких пособий, с помощью которого, можно легко в нашей работе использовать основной метод интеллектуального развития – проблемно-поисковый и форму организации детской деятельности – игру.

Надеемся, что информация этой статьи, для вас уважаемые читатели, окажется нужной, интересной.

Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Прокофьева Людмила Михайловна. Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша и малыши»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Шатохина Людмила. КОНСУЛЬТАЦИЯ — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Колемасова Марина Николаевна. Сценарий квест-игры с использованием блоков Дьенеша «В поисках матрёшек» для детей старшей группы.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Радюкова Елена Васильевна. Занятия по математике с блоки Дьеныша в средней группе 1 занятие: «Геометрик и его друзья»
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь