В реабилитационном центре «Сосновая горка» проходят реабилитацию дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель реабилитации – это создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является проведение занятий и мероприятий, обеспечивающих развитие познавательной сферы, а так же формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно во время игр у детей развивается умение общаться, взаимодействовать со сверстниками, мелкая моторика, выявляются познавательные и творческие способности.
Дети с ОВЗ — это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Мы в своей работе стараемся подобрать для каждого ребенка такие игры, которые помогают детям развиваться в разных направлениях.
У детей дошкольного возраста не достаточно развито словесно – логическое мышление, т.е. ни каждый ребенок может составить устную логическую цепочку, или без предметного показа классифицировать. Ребенку необходимо увидеть, потрогать, попробовать предмет. В момент знакомства ребенка с предметами развивается наглядно – образное мышление, которое свойственно детям дошкольного возраста 2-5 лет.
Основными педагогическими задачами реабилитации детей в нашем центре являются:
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания
- развитие речи
- развитие мышления.
Для решения данных задач в своей работе я использую различные игры: «Пазл», «Лото», «Домино», «Игры – ходилки» а также «Логические блоки Дьенеша».
Логические блоки представляют собой эталоны форм — это объемные геометрические фигуры. В комплект входят 48 фигур различных по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), цвету (красный, синий, желтый), размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, которые ребенок может: разложить, поменять местами, сложить один на другой, сравнить по форме и объему, классифицировать по цвету. Т.к. это объемные фигуры детям с ДЦП удобно их брать в руку, держать, это гораздо легче, чем использование карточек из бумаги или картона.
Логические блоки можно использовать:
- в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
- как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
- в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2, 3 или 4 признаков одновременно).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
В индивидуальной работе дети учатся называть цвет, размер, объем объединяют или делят по признакам. В подгрупповых занятиях мы строим из них домики, заборчики, машины. Также я использую блоки Дьенеша на занятиях по дошкольному образованию. На занятиях по математике мы их используем очень активно, закрепляем счет, классификацию, выделяем главные признаки.
Логические блоки Дьенеша подходят для детей разного возраста. Для детей 2-3 лет –это освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Для детей 3-4 лет усложняем задачу – делим на группы, считаем сколько каких блоков, учим конструировать. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить уже решение задач: прибавь два синих блока и один красный, сколько блоков получиться и т.д.
Блоки привлекают детей яркими цветами, а для нас важно качественный плотный материал, многократное использование. Систематичное использование игр с блоками Дьенеша, является хорошим учебным материалом при подготовки детей к школе. Для родителей мы проводим семинары практикумы, беседы, наглядные занятия по использованию логических блоков Дьенеша, рассказываем о значимости данного материала при обучении детей разного возраста и разными особенностями.
|