Автор:
Жильцова Е.В. воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33» г. Златоуст
В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.
Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.
Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.
Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.
Работа строилась в следующих направлениях:
- На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
- Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
- Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)
Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».
Цель пособия «Волшебный круг»:
- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие признак, действие, предмет
- учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами
- развивают познавательную активность
- развивают представления о сенсорных эталонах
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка
- формируют способность решать проблемные ситуации.
Роль педагога в игре «Волшебный круг».
- Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
- Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
- Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;
Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.
Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).
Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.
Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».
Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.
Сектор № 1 Дидактическая игра: «Назови ласково».
Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»
Сектор № 3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».
Сектор № 4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».
Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»
Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»
Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».
Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».
Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».
Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)
Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.
|