Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Брусняк Валентина Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад» «Семицветик», Самарская область

Проблема математического развития детей дошкольного возраста – одна из актуальных в дошкольной педагогике, что подтверждается обилием публикаций по этой теме, а также практикой воспитателей детских садов. Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает их общее умственное развитие.

На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. К сожалению, сегодня достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями, поэтому важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у дошкольников интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной, игровой форме поможет детям в дальнейшем легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

 

Развитию у дошкольников математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактическая игра. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя на результат, активного мыслительного процесса.

Под дидактическими играми понимают разновидность игр с правилами, которые специально создаются для воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных педагогических задач обучения детей, хотя в них заложены и воспитательное, и развивающее начала.

Опыт работы с детьми средней группы ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад «Семицветик» показывает, что развитие математических представлений у дошкольников протекает более эффективно при проведении дидактических игр.

Нами был разработан и внедрен в практику работы с детьми средней группы комплекс дидактических игр, в который вошли: дидактические игры Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко из сборника «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», А.К. Бондаренко из книги «Дидактические игры в детском саду», игры Н.Ф. Губановой, а также авторские дидактические игры.

Цель комплекса – формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи комплекса:

  1. Упражнять детей в счете, определении пространственных и временных представлений, геометрических фигур.
  2. Развивать логическое мышление, познавательные способности.
  3. Формировать навыки и умения учебной деятельности.
  4. Формировать умения сравнивать, обобщать, анализировать.
  5. Воспитывать интерес к математике.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы:

  • игры с цифрами и числами
  • игры на ориентировку в пространстве
  • игры-путешествия во времени
  • игры с геометрическими фигурами

- игры на развитие логического мышления.

Для обучения детей счету в прямом и обратном порядке, закрепления образа цифр провожу следующие дидактические игры: «Волшебные ниточки», «Угадай, какое число пропущено?», «Найди себе место», «Назови соседей», «Помоги сосчитать», «Составь цифру», «Сколько?», «Найди портрет числа» и другие.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, овладевают умением определять словом положение предмета по отношению к другому в дидактических играх «Где находится?», «Что внизу, что наверху?», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Робот», «Где слышно?» и других.

Очень нравятся детям средней группы игры-путешествия во времени: «Времена года», «Когда это бывает?», «А что потом?», «Когда ты это делаешь?» и другие.

Представление о форме предметов, знания детей о геометрических фигурах закрепляются с помощью таких игр, как «Домино», «Найди, что спрятано», «Выложи орнамент по рисунку», «Из каких фигур состоит рисунок?», «Найди предмет такой же формы», «Подбери пару», «Найди домик», «Найди фигуры», «Найди и назови», «Мы – артисты».

Для развития логического мышления, формирования умений рассуждать, делать умозаключения используются дидактические игры «Зверюшки на дорожках», «Так бывает или нет?», «Что лишнее?», «Распутай путаницу», «Помоги Деду Морозу», «Пятый лишний», «Нелепицы».

Дидактические игры размещены в уголке математического развития «Веселая математика». Уголок красиво оформлен, что стимулирует у детей желание самостоятельно заниматься в нем. Красочные, яркие дидактические материалы для дидактических игр привлекают внимание детей.

В результате реализации комплекса игр дети средней группы стали более активны во время образовательной деятельности, использование дидактических игр позволило стимулировать их интерес к математике. С помощью дидактических игр нам удалось закрепить навыки детей в прямом и обратном счете, навыки ориентировки в пространстве и во времени, знания о геометрических фигурах. Дидактические игры для развития логического мышления способствовали формированию у детей умений рассуждать, делать умозаключения.

Таким образом, для развития у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные дидактические игры.

Просмотров: 479
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Пронкина Светлана Михайловна. ОБОБЩЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 4 до 5 лет на усвоение математических представлений
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Бычкова Надежда Геннадьевна. Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Лабина Елена Вячеславовна. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по математике (буклеты)
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь