Воспитатель: Шарова Ольга Сергеевна
«Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося»
А.А. Столяр
Актуальность:
Образовательная программа дошкольного образования, согласно ФГОС ДОО, должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). п.2. 6 ФГОС ДОО
Скачать презентацию
Объект исследования: процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития математических представлений.
Теория:
I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В. Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».
V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии и в речи самих детей.
Цель:
исследовать влияние дидактических игр и спроектировать комплекс игр, направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Проанализировать литературу и источники по данной теме;
- Изучить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений;
- Изучить методику развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста;
- Подобрать дидактические игры, способствующие формированию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей.
Проектная часть:
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование пространственных отношений для детей старшего дошкольного возраста.
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от себя», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
Результат:
Предполагается, что проектирование комплекса дидактических игр по развитию пространственных представлений будет способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
|