Цели: Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько, большой маленький, вверх-вниз. Продолжать знакомить с посудой: тарелкой, чашкой. Познакомить детей со столовыми приборами-ложками (столовая, чайная). Учить их сравнивать между собой. Закрепить название формы: круг, квадрат; цвет: красный, синий, желтый, зеленый. Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве: Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Материалы и оборудование: Кукла Маша, игровая зона: кухня, стол, на столе угощения: торт, пирожки, кексы. шкаф с полочками, поднос: тарелочки (5 шт.), чашечки (5 шт.); круг (10см), квадрат (10см), равнобедренный треугольник (10см);
Двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» изображены тарелочки (5 шт); на тарелочках –по 5 чашечек, вырезанных из картона; круги, квадраты, треугольники (по одному на каждого ребенка); наборы: чашечки, тарелочки, ложечки: большие и маленькие (по одному набору предметов на каждого ребенка)
НОД
1. Воспитатель берет куклу и начинает с ней беседовать. Дети подходят к воспитатели и к кукле и начинается обсуждение. Кукла Маша приглашает нас к ней в гости.
Давайте все построимся: Я впереди, а вы сзади. Дети вместе с воспитателем идут в гости к Маше. Заходят на кухню.
Воспитатель спрашивает: Ребята, посмотрите, что находится в центре кухни.
Дети: Стол.
Воспитатель: Что лежит на столе?
Дети: Торт, пирожки, сладости.
Воспитатель: Я из чего мы будем пить чай и кушать угощения?
Дети: Чашек, тарелок.
Воспитатель: Правильно. А где же наши чашки и тарелочки Маша? Маша отвечает: Ой, я совсем про них забыла. Ребята, поможем Маше?
Дети? Да
Воспитатель: А где на кухне мы можем найти чашки и тарелочки?
Дети: В шкафу.
Воспитатель: Правильно. (Воспитатель достает поднос с чашками и тарелками) Нам свами нужно разложить тарелки на верхнюю полочку, а чашки на нижнюю полочку.
Куда мы поставим тарелочки?
Дети: Наверх
Воспитатель: Правильно. Давайте все тарелочки поставим на верхнюю полку.
Сколько тарелок мы поставили?
Дети: Много.
А куда мы поставим чашечки?
Дети: в вниз.
Воспитатель: Правильно. Давайте все чашечки поставим на нижнюю полку.
Сколько чашечек мы поставили?
Дети: Много.
Воспитатель: Молодцы. Мы помогли Маше найти чашки и тарелки. Оставим их Маше, пусть она продолжает сервировать стол. Давайте поставим чайник на плиту
(Один из детей ставит чайник на плиту)
Воспитатель: Пока чайник закипит, и Маша закончит сервировать стол, мы с вами немного поиграем.
2. «Дети проходят за столы.
Перед детьми двухполосные карточки с изображением тарелочек. Воспитатель предлагает детям под каждую тарелочку поставить чашечку. Дети раскладывают чашечки на нижней полоске карточки.
(Предварительно воспитатель напоминает правила раскладывания предметов: одна тарелочка-одна чашекча. Под каждой тарелочкой ставим чашечка.)
Сколько тарелок было на полочке?
Дети: Много.
Сколько чашечек мы поставили?
Дети: Много.
Всем тарелочек хватило чашечек?
Дети: Всем
Тарелок и чашек поровну?
Дети: Поровну.
3. На доске изображены геометрические фигуры разных цветов: круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель уточняет названия фигур и спрашивает «Что есть у квадрата
Дети: Углы, стороны.
Воспитатель: Сколько сторон?
Дети: Много.
Воспитатель: Сколько углов?
Дети: Много.
Воспитатель предлагает показать стороны и углы.
Аналогичные вопросы воспитатель задает о треугольнике.
Воспитатель: Чем похожи квадрат и треугольник?
Дети: Есть стороны, углы.
Воспитатель: Чем отличаются фигуры?
Воспитатель кладет треугольник на квадрат. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары ( «дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей» (Показывает)
Аналогичные вопросы воспитатель задает о сторонах фигур.
Воспитатель обобщает: «У квадрата больше сторон и углов».
4. Дидактическая игра «Найди свой домик».
В игре используются круг, квадрат, треугольник.
На ковре лежат домики с изображение круга, квадрата, треугольника. Дети берут с тарелочек по одной на выбор любой геометрической фигуре, называю их, и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к домику с кругом, те, у кого квадрат — к домику с квадратом, те, у кого треугольник — к домику с треугольником.
5. Воспитатель: Какие вы молодцы. А теперь предлагаю вам подойти к столу, на котором расставлены: чашечки, тарелочки, 2 подноса: в одном лежат большие ложечки, а в другом -маленькие.
Воспитатель обращает внимание детей на ложечки.
Поднимает обе ложки большую и маленькую. И просит их сравнить?
Какие они по размеру: одинаковые или разные?
Дети: Одинаковые.
Воспитатель сравнивает два предмета способом приложения друг на друга обращает внимание, что одна ложечка большем, чем другая.
Задает повторно вопрос: Какие они по размеру одинаковые или разные?
Дети: Разные. Одна большая, а другая маленькая
Воспитатель: Какого цвета большая ложечка?
Дети: Красная
Воспитатель: Какого цвета маленькая ложечка?
Дети: Желтая
Воспитатель: Что мы кушаем большой ложечкой?
Дети: Кашу, суп.
Воспитатель: Что мы кушем маленькой ложечкой?
Дети: насыпаем сахар и пьем чай из ложечки, кушаем варенье, сгущенку.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Разложи ложечки».
Для этого берем большую ложечку в правую руку и кладем ее возле тарелочки справой стороны, а маленькую ложечку — в правую руку и опускаем в чашечку импровизировано «мешаем сахар».
Дети самостоятельно играю и выполняю задание, а воспитатель наблюдает за правильностью выполнения, исправляет недочеты, сопровождая подсказками.
6. Воспитатель вспоминает о чайнике, оставленном на плите и отм, что кукла Маша давно ждет их в гости.
Дети возвращаются на кухню снимают чайник с плиты, ставят его на стол.
Воспитатель: Теперь, ребята, вы знает где взять посуду и как ее расставить.
Предлагаю вам самостоятельно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Чаепитие с куклой Машей». Дети играют самостоятельно.
|