- Черевко Л.В., учитель – логопед;
- Беляй И.Е., учитель – логопед;
г. МОСКВА
Ребенок, являясь частицей окружающего мира, непрерывно познаёт его. Природа не наделила человека пространственным анализатором. Представления о пространстве формируются постепенно, благодаря слаженному механизму взаимодействия всех анализаторов. Сначала ребёнок видит окружающие его предметы, затем осязает их, а позже самостоятельно передвигается в пространстве и по-своему преобразовывает его.
Опираясь на свой чувственный опыт, ребёнок учится словесно обозначать пространственные отношения. У детей с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает наиболее острое звучание в условиях сенсорных, двигательных, а также интеллектуальных расстройств, когда страдает системный механизм восприятия пространства, и отражение ребенком действительности, как на чувственном, так и на вербальном уровнях оказывается искаженным.
Существует ряд методик, направленных на формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями:
- чтение художественной литературы
- игровая деятельность
- занятия продуктивными видами творчества
- экскурсии и походы.
Эффективным методом развития умений ориентироваться в пространстве и отражать свои представления в речи, является театрализованная деятельность.
Предлагаем конспект интегрированного занятия с использованием элементов театрализованной деятельности для детей с ОНР (2 уровня речевого развития).
При составлении этого конспекта использовались творческие материалы Савицкой Н.М. и Чуриловой Э.Г. Большая часть стихов написана педагогами: Черевко Л.В., Беляй И.Е., Милинькой Н.Г.
Тема занятия: Закрепление правильного употребления предлогов по лексической теме «В гости к Зимушке – Зиме».
Цель занятия:
Усвоение предлогов «НА», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в процессе активной деятельности.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- закрепить правильное употребление предлогов «В», «НА», «НАД», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в устной речи;
- закрепить умение употреблять существительные в дательном и винительном падежах;
- закрепить умение передавать ритмический рисунок слова;
- закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
- активизировать диалогическую речь ребёнка.
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
- развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.
План занятия
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Музыкальный работник в костюме Волшебницы. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Проходите, садитесь.
2. Основная часть занятия
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, но сначала вы пройдете испытания, а я проверю кто самый внимательный и находчивый.
Я буду петь слова и показывать движения, а вы внимательно слушайте и затем повторяйте как эхо то, что я вам спела, и обязательно выполняйте движения.
- Над головою мы построим дом, (Дети повторяют, показывая руками домик.)
- В домике этом немножко поживем. (Руки в замок под подбородком ладошками вниз, голова вправо, влево.)
- Над, над, над, над нами облака, (Руки и голова вверх ладошками к небу.)
- Под, под, под, под ножками земля, (Руки вниз.)
- За, за, за, за кустиком лиса, (Спрятаться за своими ладошками и выглядывать вправо-влево.)
- На, на, на, на дереве сова. (Дети машут руками как крыльями.)
- Перед домиком забор высок, (Руки поднять высоко вверх.)
- На, на, на, на нем наш петушок. (Одна рука стоит локтем на тыльной стороне ладони другой руки, пальцы собраны в щепотку, как будто петушок клюет.)
- Ку-ка-ре-ку – звонкий петушок (Дети машут руками как петушок.)
- Нам предлоги выучить помог. (Дети хлопают в ладоши.)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
А теперь отгадайте загадку:
Если снег вокруг искрится,
Лёд на речке серебрится,
В белом инее дома,
Значит — к нам пришла… (зима)!
Правильно, зимушка – Зима!
А вместе с ней – морозы трескучие. А от мороза мёрзнут и ребята, и зверушки, и птички. Ничего, я всех отогрею, ведь я – добрая Волшебница.
Станьте все в круг и покажем нашим гостям как нужно зимой греться.
Музыкальные игры на развитие подражательной активности
( «Зимняя пляска»)
Ребята, кто знает, где живёт Зима? (Ответы детей.)
Живёт Зимушка — зима в далёком сказочном лесу. Она приглашает вас к себе в гости. А кто ещё в лесу живёт? (Ответы детей.)
Сейчас я буду колдовать, вас в лесных жителей превращать:
Кручу, верчу,
Сашу (Машу) в белку превратить хочу и т.д.
В кого ты превратился, Ваня? (Дети смотрят в «волшебное зеркало» и отвечают.)
Все зверушки готовы отправиться в гости к Зимушке-Зиме? Тогда садитесь в волшебные сани, отправляемся в путь!
Сани – снегокаты,
Везите нас в лес дремучий,
Где искрится снег колючий,
Где полянка лесная,
Где избушка резная.
Логопед в костюме Зимы. Здравствуйте, ребята! Спасибо, добрая Волшебница, что привезла ко мне гостей!
Все приехали? Никого не потеряли? Сейчас проверим. (Дети встают в круг.)
Я иду, иду, иду,
Погремушку я несу,
Погремушечку возьми,
Своё имя назови.
Я – Зи-ма ( «Отстукивает» слоги). А ты? (Дети называют – «отстукивают» свои имена: За-яц и т.д.)
Теперь можно и оглядеться вокруг…
Эх, не порядок. Все спят: и тётушка Метель, и Мороз, и Ветер. И ни одной снежинки. Наколдуем снег — разбудим Метель.
Речь с движением
Падай, падай снежок
На зелёный лужок,
На деревья, на кусты,
На причёски, на носы,
На пальто, на рукавицы,
И ребятам на ресницы!
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Ребята, как воет метель? Сначала тихо, а затем погромче: У.. у.. у.. у.. у.
Теперь разбудим Ветер, споём его песенку: с-с-с-с-с… (Разводят руки в стороны.)
Развитие речевого выдоха
Ветер дует, задувает, снежинки белые сдувает... Полюбуемся, как красиво летят снежинки. (Дети дуют на бумажные снежинки.)
Развитие мелкой моторики
Сколько снега! Давайте лепить снежки. А складывать их будем в кадушку, маленькую бочечку. В такой бочке люди солят овощи, а я, Зима, — снежки. (Дети лепят из бумажных салфеток снежки.)
Покажем, как скрипит снежок от мороза. (Дети трут ладошку об ладошку.)
Теперь я вижу: все мои помощники вернулись – и метель, и мороз, и ветер. Значит, наступила настоящая зима!
Ребята, чтобы пройти к моей избушке, нужно прочистить дорожку от снега.
Развитие артикуляционной моторики
Скажите, чем зимой чистят снег? (Ответы детей.)
Возьмите зеркала-льдинки и покажите лопатку. (Упражнение «Лопатка».)
Покажите, как лопатка копает. (Упражнение «Лопатка копает».)
Теперь смело можно идти дальше:
По тропинке мы пойдём – топ, топ, топ…
Мы прошли...? (Показывает жестом на тропинку.)
По тропинке!
Вокруг ёлки обойдём – топ, топ, топ…
Мы обошли…? (Указывает на ёлку.)
Вокруг ёлки!
И к избушке подойдём – топ, топ, топ.
Мы подошли…? (Показывает на избушку.)
К избушке!
Постучим в дверь: Тук-тук (каждому свой ритм).
(Открывается окошко, в домике мышки – игрушки.)
Тише, тише, тише, тише,
Поселились в доме мыши,
Слышен шорох по углам
Тут и там, тут и там!
Расшалились мыши, в прятки играют и вас приглашают! (Мыши – водят, а Зима подсказывает, где кому спрятаться)
Зайцы – за кустик,
Белки – под ёлку,
Лисички – за сугроб,
Волки — под дубок.
А чтобы вас было не так просто отыскать, я ещё снежком припорошу. (Накрывает платочками).
Мышки, мышки, не пищите,
Вы зверей скорей ищите!
(Мышки рассказывают, где кто из зверей спрятался: «Зайцы – за кустом…» и т.д.)
Какие вы молодцы!
Как весело поиграли!
Ах, устала я играть, пойду отдыхать. Моя помощница, Метель, приготовила для вас новые зимние забавы.
Психолог в костюме Метели. Здравствуйте, жители лесные! Где вы бывали, во что вы играли? (Лепили снежки, играли в прятки…) Я тоже очень люблю играть в прятки!
Где же вы, зверушки, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте:
Заяц прятался на дереве.
Волк залез в дупло.
Белка забралась в сугроб.
Лиса пряталась за кустом.
Скажите, вы лепили снежки с Зимушкой – зимой или это мне приснилось? А где они? Под кадушкой? За кадушкой? В кадушке! (Дети помогают метели найти снежки.)
Как на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
А под снегом спит медведь –
Тише, тише, не шуметь!
(Дети раскладывают снежки на ёлку, под ёлку.)
Зверушки, а что вы любите лепить из снега?
Смотрите, какой хорошенький снеговичок пришёл к нам в гости.
Сядем рассмотрим его внимательно.
(Примерные вопросы педагога: Из скольких шаров состоит снеговичок? А эти шары одинаковые или разные? Какой внизу? А на самом большом? А на среднем?)
Молодцы! Всё правильно. А теперь каждый из вас соберёт своего снеговика.
Какой шар нужно взять сначала? А затем?
Какие красивые снеговички у нас получились! Поставим их под ёлочку. Молодцы!
А сейчас отправимся в терем расписной к помощнику мороза – Снеговику.
Снеговик, снеговик!
Он лениться не привык,
Он морозу лучший друг.
Разукрасит всё вокруг.
Выходит педагог по изобразительной деятельности в костюме Снеговика. Здравствуйте, здравствуйте! Рад встрече с вами!
Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет.
Мы тоже будем рисовать зимний лес.
Зима пришла и в лес, рассыпала снег на тропинки, он красиво блестит на солнце. Деревья стоят в снегу. (Педагог демонстрирует картину зимнего леса.)
Как вы думаете, какого цвета краску нужно взять, чтобы нарисовать снежный, зимний лес? (Ответы детей.)
Возьмите в руки трафареты, наложите их на лист бумаги. Наберите кистью краску и нанесите её на трафарет. Кисточка танцует вверх — вниз, вверх — вниз. Отложите кисти на подставку, поднимите трафарет. Посмотрите, какое изображение получилось под трафаретом? (Ответы детей.) Возьмите, другой трафарет и нарисуйте ещё деревья. Возьмите, широкие кисточки и нарисуйте мягкие, пушистые сугробы.
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
Расскажите мне, а кого можно встретить в зимнем лесу? (Ответы детей.)
Сейчас мы посадим зверей под деревья, а птиц на деревья. Посмотрите, кто у меня остался. (Дети находят картинку медведя.) Что же мишка делает зимой? (Ответы детей.) Медведя мы расположим в берлоге.
Молодцы!
Получился зимний лес, полон сказок и чудес. Вы все вместе постарались и появилась настоящая зимняя сказка.
3. Итог занятия.
Выходит Зима. Какая красота! Молодцы! Как жаль, что уже нужно прощаться… Пора возвращаться в наш детский Центр.
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Вы теперь — не белочки,
И уже – не зайчики,
Все вы снова – (девочки)
И, конечно, — (мальчики).
(Логопед подводит итог занятия. Примерные вопросы: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Во что вы играли с Зимушкой — зимой? А кого собирали с т. Метелью? А чем занимались в тереме Снеговика?)
Очень хорошо! Молодцы!
Вы играли, веселились,
И отлично потрудились!
И за это вы, ребята,
Получаете награду!
Вам подарки, детвора,
Приготовила Зима.
Садитесь в волшебные санки:
Санки – снегокаты!
Везите нас с полянки лесной
Прямо в класс, домой!
Интегрированные занятия обеспечивают комплексный подход к обучению и развитию детей. Они способствуют эффективному формированию знаний и умений, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, стимулируют развитие познавательных интересов дошкольников.
Список литературы
- Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей». Санкт-Петербург: КАРО, 2009, 128 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва: АЙРИС-пресс, 2007, 314 с.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Москва: ВЛАДОС, 2004, 160 с.
|