Уважаемые коллеги!
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в российской педагогике, личность ребёнка признаётся как самая большая ценность, что даёт каждому воспитаннику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе образовательного процесса независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений.
Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания. Поэтому одним из приоритетных направлений логопедической работы с детьми-логопатами является профилактика и развитие оптико-пространственного восприятия.
Скачать презентацию
Дошкольный возраст – это период подготовки ребёнка к очень важному этапу в его жизни – обучению в школе. Поскольку зрение в этом возрасте является основным каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня развития зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти зависит качество усваиваемых воспитанниками знаний. С помощью зрительного анализатора ребёнок воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов; определяет движение и направление движения предмета, ориентируется в пространстве.
Вследствие несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об окружающем становятся ограниченными, отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на формирования общего речевого статуса.
Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития у воспитанников с несформированным оптико-пространственным восприятием должна иметь комплексный характер. Для эффективной коррекционной работы необходима система поэтапного формирования зрительного гнозиса в структуре преодоления ОНР.
В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика поэтапного формирования отико-пространственного восприятия, которая несёт синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка. Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением), проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.
Проведённая на основном этапе обучения коррекционная работа, направленная на развитие восприятия сенсорных эталонов и умения ориентироваться в схеме собственного тела, сочетаемая с развитием осязания и усилением тактильных ощущений, создаёт базу для перехода на завершающий этап.
Завершающий этап логопедической работы направлен на развитие сложных форм зрительного восприятия и оптико-пространственного гнозиса. На завершающем этапе проводится работа по развитию сложных форм зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве, что также является составляющей оптико-пространственного гнозиса. В начале этого этапа коррекционной работы при овладении ребёнком представлениями об относительном размере фигуры, её форме и цвете можно приступать к формированию навыков зрительного анализа и умений создавать, видоизменять, преобразовывать геометрическую фигуру, что является составляющей оптико-пространственного гнозиса. Параллельно формируются навыки ориентировки ребёнка на листе бумаги (тетради).
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от себя» у детей формируются навыки использования зрительного восприятия, закрепляется умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые и осязательные). Основой обучения является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Далее создаются простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Воспринимая форму, особенности строения каждого предмета и его качества, дети вырабатывают навыки, способствующие переходу к моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей (мебель – детали строительного материала). Затем переносят полученный опыт для игры в групповых комнатах детского сада.
Постепенность в коррекционной работе необходима для подготовки детей к полноценному восприятию предметов сложной формы с наличием дополнительных деталей и второстепенных частей сюжетной картины; анализу предложенного изображения, синтезу изображения в единое целое.
Эта работа преследует цели:
- формировать целостное восприятие предметов;
- учить соотносить предмет и его части;
- формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
- упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;
- закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
- развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение);
- закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.
Представленные направления работы будут полезны и детям общеразвивающих групп в целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса, делая представления об окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя мыслительные функции.
Показ презентации на тему: «Развитие оптико-пространственного восприятия у детей-логопатов.
С уважением, учитель-логопед Ольга Александровна Кропова.
|