Автор статьи: Салдина О.В., МАДОУ ЦРР Д/с№113 г.Тюмени Содержание: 1. Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе с.3 2. Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР. с.5 3. Работа по развитию фонематического восприятия на уроках русского языка. с.7 1. Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких, которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии, Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» [1].
Скачать конспект
Иванова С.Ф. трактует фонематический слух так: «Способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» [4]. Освоение языка очень сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» [2]: • Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [6;8]. • Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической) [8]. • Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением [6]. • Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза [9]. • Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [5]. • Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте [5; 7]. 2. Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР. Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок: • Смешение понятий «буква» и «звук»; • Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе; • Неправильное определение ударного слога; • Неверное деление слова на слоги [6]. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха также описаны в работах Левиной Р.Е. [7], Семенковой Т.В. [8], Жовницкая О.Н. [3]. o Смешение звуков: a. звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель; b. свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый; c. твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя); d. сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно); e. аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка) o Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа); o Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул). o Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”, “ дожке ” – дорожке,“ тишинына ” – тишина) o Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка; o Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется); o Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка; o Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака. o замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»); o замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»); o обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»); o раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом») o недописывание слов (мышка-«мышк»); o замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»); o обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»); Ошибки при чтении, обусловленные несформированностью фонематического восприятия: ? Пропуск букв, слогов, предлогов; ? Замена и перестановка букв, слогов; ? «Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове; ? Недочитывание окончаний слов; ? Искажение слов; ? Добавление лишних букв, слогов и даже слов; ? «Угадывание» слов.
8. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru
|