Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городской округ Химки
учитель-логопед высшей категории Новицкая Альбина Константиновна
Цель: Различение звуков Р-Л в произношении в словах, в слогах, в предложении. Звукобуквенный анализ слога, слова. Соотнесение графического изображения с буквами. Практическое усвоение предлога.
Скачать конспект
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- музыкальная.
Задачи:
Образовательные: уметь различать согласные звуки Р – Л в слогах, словах, в предложениях; закрепление умения составлять схему предложения, практическое усвоение трех правил о предложении.
Развивающие: развиваем слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, звуковой и звукобуквенный анализ; закрепление правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в»; закрепление графического изображения букв.
Воспитательные: учить детей взаимодействовать с педагогом и друг с другом; закрепление правых-левых частей тела.
Предварительная работа:
- Развитие органов артикуляция и постановка звука Л.
- Развитие органов артикуляция и постановка звука Р.
- Закрепление звуков Р-Л в слогах, словах, потешках.
- Автоматизация звуков Р-Л в спонтанной речи.
- Обучение делению слов на слоги.
- Обучение построению предложения и составлению схему предложения.
Разучивание физкультминуток.
Материалы:
Наборы для составления схемы слога, слова, предложения (полоски длинные и короткие); квадраты: красные, синие, зеленые; касса букв; предметные картинки на звуки Р-Л (в разной позиции); домики для картинок; кукла Буратино; портфель с заданиями; набор для составления схемы предложения у доски; наборное полотно; доска с элементами букв, мел.
Ход занятия:
Учитель-логопед. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну согласных звуков и букв.
Оргмомент: Практическое усвоение предлогов.
Учитель-логопед: Положите руки: на голову, за голову, на стол, на стул, за спинку стула, под стол, перед собой.
Сядет тот, кто назовет согласный звук.
- Сообщение темы: Сегодня будем учиться различать звуки и буквы Р- Л.
- Игра «Запомни и повтори».
Дети повторяют ряды из двух, трех, четырех слогов.
ра-ла-ра ол-ор-ол дра-дра-длаи т.д.
3. Игра «Посчитай звуки»
Дети определяют количество звуков в слоге и называют их по порядку.
РЭ 2 звука — первый Э, второй Э;
РУ АЛ ЛО ЛЭ
4. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово»
Ра Ю Ра Ве Ра Но Ра У Ра Ды Ба Вер Ка Пал Ла Ми Ка Пол Ла Пи Ка Вил
5. Игровой момент: Приходит Буратино с портфелем (игрушку приносит воспитатель).
Буратино просит помочь ему подготовиться к школе. Из портфеля вынимаются задания, в которых ему нужно оказать помощь. Две картинки (необходимо найти в слове звук Р – Л). Картинки «Лук» и «Рак» закрепляются на доске.
6. Переверните картинки на ваших столах, подумайте, что нарисовано. Нужно выделить звуки Р – Л и положить каждый в свой домик (домики находятся под картинками на доске). Дети по одному выходят, дают полный ответ и кладут картинку в свой домик.
Например, Барабан — в этом слове звук Р. Колобок – в этом слове звук Л.
7. Музыкальная физкультминутка «Правая и левая».
8. Достаем второе задание из портфеля Буратино. Это буквы Р – Л.
Дети называют буквы и вспоминают правила «Чем отличаются звуки от букв». Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Найдите эти буквы в кассе букв, но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.
Упражнение «Часики».
Посмотрите вправо-влево
Тик-так (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)
«Небо-земля». Смотрим вверх-вниз (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)
«Круг». Смотрим п кругу справа-налево и наоборот (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)
«Восьмерка». Прослеживаем лежачую восьмерку, нарисованную на доске (плечи, голова остаются на месте, повторить 5-7 раз).
9. Следующее задание от Буратино. На доске составлены слова, в которых пропущены буквы Р- Л:
Ба. Шко. а У.а П.аздник У.ыбка Ко. обок
Дети выходят по одному к доске, вставляют пропущенную букву, читают индивидуально и хором.
А теперь приготовимся к письму и сделаем гимнастику для пальцев рук.
Кулак-ладонь-ребро
Очки-кулачки
Пальчики здороваются
(каждое упражнение выполняется 3-4 раза).
10. Переверните карточки на ваших столах. На карточках в словах не дописаны буквы Р – Л.
Задания на карточках индивидуальны в зависимости от возможностей ребенка (от односложных слов, до трех-четырехсложных слов со стечение согласных букв):
* ак па.. апа. ома па. та га. ка па. ка. авка т.акто. а ко. мушка ват. ушка пи. амида п.атоу к.убника ко. обок уго. ок
У каждого ребенка по две карточки. Они на своих местах вставляют пропущенную букву.
Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Л.
Читают по цепочке.
Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Р.
Читают по цепочке.
11. Логопед: Буратино нам принес еще одно задание, но для этого мы должны сделать гимнастику для глаз.
Дети выполняют гимнастику для глаз: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, по кругу несколько раз.
Поворачиваем мольберт, на котором написано слово «Буратино» (в буквах не дописаны часть элементов).
Логопед: Буратино хотел вам что-то написать, но т.к. он еще не знает букв, у него получилось не очень понятно. Постарайтесь догадаться какое слово он хотел написать, допишите каждую букву.
Затем читают слово индивидуально и хором.
12. Логопед: Дети, послушайте внимательно, что я сейчас скажу: Буратино собирается в школу.
Дети: Предложение!
Логопед: Что такое предложение?
Дети: Это несколько слов, связанных по смыслу.
Логопед: Посчитаем слова в этом предложении. Сколько слов?
Дети: Четыре!
Логопед: Назовите каждое слово предложения.
Дети называют и считают каждое слово предложения.
13. Логопед: А теперь мы с вами поиграем в «живое предложение» и составим схему предложения.
Выходят четыре ребёнка. Каждый держит полоску, обозначающую слово.
|____ ____ _ ____. (короткая полоска обозначает предлог «в»)
Логопед: Какие вы знаете правила о предложении?
Дети: Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово в предложении с большой буквы. В конце предложения ставим точку.
14. Игра «День – Ночь»
На команду «ночь» убирается одно из слов, на команду «день» — дети говорят, что пропало. Логопед поочередно убирает слова, дети с заданием справляются.
15. Работа над интонацией.
Логопед меняет в конце предложения точку на вопросительный или восклицательный знаки, дети читают с разной интонацией.
- Буратино собирается в школу. - Буратино собирается в школу? - Буратино собирается в школу!
15. Итог.
Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить его задания. Надеемся, он многому у вас научился.
- Чему вы его учили?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что запомнилось?
|