Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»

Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городской округ Химки

учитель-логопед высшей категории Новицкая Альбина Константиновна

Цель: Различение звуков Р-Л в произношении в словах, в слогах, в предложении. Звукобуквенный анализ слога, слова. Соотнесение графического изображения с буквами. Практическое усвоение предлога.

Скачать конспект

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • музыкальная.

Задачи:

Образовательные: уметь различать согласные звуки Р – Л в слогах, словах, в предложениях; закрепление умения составлять схему предложения, практическое усвоение трех правил о предложении.

Развивающие: развиваем слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, звуковой и звукобуквенный анализ; закрепление правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в»; закрепление графического изображения букв.

Воспитательные: учить детей взаимодействовать с педагогом и друг с другом; закрепление правых-левых частей тела.

Предварительная работа:

  • Развитие органов артикуляция и постановка звука Л.
  • Развитие органов артикуляция и постановка звука Р.
  • Закрепление звуков Р-Л в слогах, словах, потешках.
  • Автоматизация звуков Р-Л в спонтанной речи.
  • Обучение делению слов на слоги.
  • Обучение построению предложения и составлению схему предложения.

Разучивание физкультминуток.

Материалы:

Наборы для составления схемы слога, слова, предложения (полоски длинные и короткие); квадраты: красные, синие, зеленые; касса букв; предметные картинки на звуки Р-Л (в разной позиции); домики для картинок; кукла Буратино; портфель с заданиями; набор для составления схемы предложения у доски; наборное полотно; доска с элементами букв, мел.

Ход занятия:

Учитель-логопед. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну согласных звуков и букв.

Оргмомент: Практическое усвоение предлогов.

Учитель-логопед: Положите руки: на голову, за голову, на стол, на стул, за спинку стула, под стол, перед собой.

Сядет тот, кто назовет согласный звук.

  1. Сообщение темы: Сегодня будем учиться различать звуки и буквы Р- Л.
  2. Игра «Запомни и повтори».

Дети повторяют ряды из двух, трех, четырех слогов.

ра-ла-ра
ол-ор-ол
дра-дра-длаи т.д.

3. Игра «Посчитай звуки»

Дети определяют количество звуков в слоге и называют их по порядку.

РЭ 2 звука — первый Э, второй Э;

РУ
АЛ
ЛО
ЛЭ

4. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово»

Ра Ю Ра Ве Ра Но Ра У
Ра Ды Ба Вер Ка Пал Ла Ми
Ка Пол Ла Пи Ка Вил

5. Игровой момент: Приходит Буратино с портфелем (игрушку приносит воспитатель).

Буратино просит помочь ему подготовиться к школе. Из портфеля вынимаются задания, в которых ему нужно оказать помощь. Две картинки (необходимо найти в слове звук Р – Л). Картинки «Лук» и «Рак» закрепляются на доске.

6. Переверните картинки на ваших столах, подумайте, что нарисовано. Нужно выделить звуки Р – Л и положить каждый в свой домик (домики находятся под картинками на доске). Дети по одному выходят, дают полный ответ и кладут картинку в свой домик.

Например, Барабан — в этом слове звук Р. Колобок – в этом слове звук Л.

7. Музыкальная физкультминутка «Правая и левая».

8. Достаем второе задание из портфеля Буратино. Это буквы Р – Л.

Дети называют буквы и вспоминают правила «Чем отличаются звуки от букв». Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Найдите эти буквы в кассе букв, но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.

Упражнение «Часики».

Посмотрите вправо-влево

Тик-так (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Небо-земля». Смотрим вверх-вниз (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Круг». Смотрим п кругу справа-налево и наоборот (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Восьмерка». Прослеживаем лежачую восьмерку, нарисованную на доске (плечи, голова остаются на месте, повторить 5-7 раз).

9. Следующее задание от Буратино. На доске составлены слова, в которых пропущены буквы Р- Л:

Ба. Шко. а
У.а П.аздник
У.ыбка Ко. обок

Дети выходят по одному к доске, вставляют пропущенную букву, читают индивидуально и хором.

А теперь приготовимся к письму и сделаем гимнастику для пальцев рук.

Кулак-ладонь-ребро

Очки-кулачки

Пальчики здороваются

(каждое упражнение выполняется 3-4 раза).

10. Переверните карточки на ваших столах. На карточках в словах не дописаны буквы Р – Л.

Задания на карточках индивидуальны в зависимости от возможностей ребенка (от односложных слов, до трех-четырехсложных слов со стечение согласных букв):

* ак па.. апа. ома
па. та га. ка па. ка. авка
т.акто. а ко. мушка ват. ушка пи. амида
п.атоу к.убника ко. обок уго. ок

У каждого ребенка по две карточки. Они на своих местах вставляют пропущенную букву.

Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Л.

Читают по цепочке.

Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Р.

Читают по цепочке.

11. Логопед: Буратино нам принес еще одно задание, но для этого мы должны сделать гимнастику для глаз.

Дети выполняют гимнастику для глаз: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, по кругу несколько раз.

Поворачиваем мольберт, на котором написано слово «Буратино» (в буквах не дописаны часть элементов).

Логопед: Буратино хотел вам что-то написать, но т.к. он еще не знает букв, у него получилось не очень понятно. Постарайтесь догадаться какое слово он хотел написать, допишите каждую букву.

Затем читают слово индивидуально и хором.

12. Логопед: Дети, послушайте внимательно, что я сейчас скажу: Буратино собирается в школу.

Дети: Предложение!

Логопед: Что такое предложение?

Дети: Это несколько слов, связанных по смыслу.

Логопед: Посчитаем слова в этом предложении. Сколько слов?

Дети: Четыре!

Логопед: Назовите каждое слово предложения.

Дети называют и считают каждое слово предложения.

13. Логопед: А теперь мы с вами поиграем в «живое предложение» и составим схему предложения.

Выходят четыре ребёнка. Каждый держит полоску, обозначающую слово.

|____ ____ _ ____. (короткая полоска обозначает предлог «в»)

Логопед: Какие вы знаете правила о предложении?

Дети: Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово в предложении с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

14. Игра «День – Ночь»

На команду «ночь» убирается одно из слов, на команду «день» — дети говорят, что пропало. Логопед поочередно убирает слова, дети с заданием справляются.

15. Работа над интонацией.

Логопед меняет в конце предложения точку на вопросительный или восклицательный знаки, дети читают с разной интонацией.

- Буратино собирается в школу.
- Буратино собирается в школу?
- Буратино собирается в школу!

15. Итог.

Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить его задания. Надеемся, он многому у вас научился.

- Чему вы его учили?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что запомнилось?

Просмотров: 737
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Бобылева Олеся Владимировна. Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Спраговская Ольга Викторовна. КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Терентьева Наталья Геннадьевна. Дидактическая музыкальная игра-викторина 'Музыкальный театр' по сказке «Буратино»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь